Жанровые эксперименты – удел немногих доживших до наших дней ветеранов игровой индустрии. Чтобы правильно совместить в одной игре стратегию и ролевку, файтинг и слэшер или, не дай бог, шутер и хоррор, надо иметь опыт работы в каждом из смешиваемых жанров. Студии, появившиеся на свет в XXI веке, в большинстве своем такого опыта не имеют. Совсем другое дело – мастодонты игропрома родом из прошлого века.
Нынешнему поколению игроков немецкая студия Blue Byte знакома в основном по экономическим стратегиям серии Anno и Settlers. Мало кто из теперешних фанатов «Синего байта» играл в зубодробительную тактику Incubation и уж тем более в классический подводный симулятор Archimedian Dynasty. Не каждый специалист вспомнит и продвинутую для своего времени ролевку Albion (вышла эта игра в 1995 году, то есть более 20 лет назад – прим. ред.). Тем не менее, факт остается фактом – Blue Byte отлично разбирается в самых разных игровых механиках, и Champions of Anteria является ярким тому доказательством.
Разделяй и развлекай
На самом деле секрет успеха такой вот игровой генетики весьма прост: нужно четко понимать, какой из выбранных жанров является основным, и стараться не смешивать в кучу механики разных жанров.
В основе Champions of Anteria лежат забеги трех героев в стиле Dungeon Siege. Аналогии приходят в голову с первой же секунды – тот же трехмерный фэнтезийный ландшафт, та же насыщенная ролевыми аспектами боевая механика с тактической паузой.
Незаменимая для ролевок система «камень, ножницы, бумага» реализована на сей раз не через классовые различия, а через стихийную принадлежность. Каждое существо на просторах Антерии связано с одной из пяти стихий, наносит определенный тип урона и обладает соответствующими резистами. Стихии выстроены в круг по принципу «вода гасит огонь, огонь плавит металл...» и так далее. Таким образом, каждый персонаж имеет бонус при нанесении урона по существам подчиненной стихии и уязвим к урону от существ господствующей стихии.
Подобная основа податливей и мягче классовой: менять специализацию на лету не так просто, как стихию. Воспитать в огненном маге навыки ближнего боя – задача не для слабонервных, а вот если успех в бою зависит от типа наносимого урона, то для переключения можно просто глотнуть соответствующего зелья. А еще лучше обзавестись заклинанием, переводящим любого противника в подчиненную стихию. После чего можно спокойно раз за разом критовать, одновременно получая минимум урона.
Галльский эпос
Слегка мультяшная графика Champions of Anteria отлично ложится в стилистику повествования. К счастью, французские товарищи из Ubisoft наставили немцев на правильный путь, и в игре начисто отсутствует свойственная германцам серьезность. Ее место занял типично французский стеб из серии «Астерикс и Обеликс, а вместо собачки – лучница в зеленом балахоне».
Повествование ведется от имени какого-то пройдохи, который всю дорогу ничего не делает, а только торчит в таверне, закованный в магические колодки. Этот запойного вида персонаж что-то не поделил с могущественным и злобным магом, за что и поплатился. Улучив случай, наш пройдоха обманом втягивает в свой заведомо проигрышный конфликт трех забредших в таверну приключенцев и вынуждает их вступить в затяжную войну с половиной континента. Впрочем, сами приключенцы по этому поводу не расстраиваются. Они вообще редко расстраиваются, поскольку все трое никакие не пафосные супергерои, а обычные тщеславные авантюристы, не лишенные самоиронии, к тому же большие любители поидиотничать и потроллить друг друга при каждом удобном случае. Не отстает от них и закадровый голос сказителя, то и дело отпускающий в адрес героической троицы шуточки, имеющие мало общего с эпичностью и пафосом.
Под стать всему этому и сюжетные злодеи – в основном боссы враждебных фракций. Они все как один – карикатурно-параноидальные субъекты, будто бы сошедшие со страниц учебника общей психопатологии. Задвиги у каждого, конечно, индивидуальные, зато архетип примерно один и тот же – неадекват с манией величия.
Поначалу весь этот балаган изрядно веселит, но со временем одни и те же шутки приедаются, а происходящий на экране цирк начинает казаться дурдомом. В конце концов, озвучка начинает раздражать и выключается. Кроме того, в бою какой-либо пользы от звукового сопровождения нет, а поскольку партия все глубже заходит во владения враждебно настроенных туземцев, то сражения становятся все напряженнее и отвлекаться на болтовню героев уже некогда. С ростом уровней, противник обзаводится собственными спецумениями, вынуждая все чаще ставить бой на паузу.
Для полной аналогии с Dungeon Siege не хватает только ослика, но он тут и не нужен – наградой отважным чемпионам за эпические подвиги будут не набитые трофеями переметные сумки, а присоединенная к империи территория.
Парко-хозяйственная тень
Стратегическая часть Champions of Anteria огорожена деревенской околицей и сводится к управлению выданным нам на поруки поселением. Впрочем, уровню к пятому-шестому называть деревней обширное городище, битком набитое ремесленными мастерскими и увенчанное огромным замком, уже как-то язык не поворачивается. В перерывах между вылазками в неизведанное и отражением атак противника на собственные владения, необходимо заниматься изучением новых зданий и технологий, которые в свою очередь станут источником нового снаряжения.
Строительство в Champions of Anteria больше напоминает Anno, чем Settlers: транспортная доступность построек не влияет на их производительность, зато количество получаемого ресурса сильно зависит от соседства с другими зданиями и типа местности. В большинстве случаев правила застройки вполне логичны: действительно добывать воду удобнее у реки, а древесину в лесу, но бывают и исключения. Например, не совсем понятно, почему водоносы недолюбливают крестьян, а те, в свою очередь, кузнеца.
Помимо оружия и брони, местная промышленность постепенно осваивает выпуск турелей и ловушек, налаживает строительство защитных башен на захваченной территории. Особняком стоит продукция алхимической лаборатории: некоторые из продвинутых зелий откровенно попахивают читерством. Хорошо, что взять с собой на задание можно далеко не весь доступный арсенал вспомогательных средств, поскольку количество ячеек под расходники строго ограничено. Кроме того, враги тоже не стесняются использовать близкие по эффективности приспособления и отвары, так что боевка не теряет интересности до самого финала. Кстати, весьма неожиданного финала.