Когда игры ныряют в историю многострадального человечества, чтобы подобрать декорации для будущего сюжета, оригинальничать не принято. Пара последних мировых войн, вьетнамская заварушка, что-нибудь про древних греков да немного крестовых походов – и все на этом.
А меж тем, бывали на нашем тесном голубом шарике и другие интересные времена. Вот прям почти целый четырнадцатый век, например – период в европейской истории крайне занятный. С одной стороны, позднее средневековье, с несомненными благами какой-никакой цивилизации, вроде повсеместной раздачи свободы крестьянам, преодоления феодальной раздробленности и образования централизованных государств. С другой, кровавые разборки как между этими самыми «централизованными и цивилизованными» (достаточно вспомнить Столетнюю войну), так и внутри каждого из них (крестьянские войны). Перцу добавляла и веселуха более-менее рандомного характера, вроде Великого голода и, конечно же, Черной Смерти – эпидемии бубонной чумы, зрелищно помножившей на ноль примерно треть всех европейцев.
Никто не ждал
Именно за этот период и взялись французы из Asobo Studio, подкинув в и без того адский котел четырнадцатого века щепотку чертовщины. Юная дева умеренной знатности Амиция де Рун по состоянию на осень 1348 года живет более-менее беззаботно: шляется по лесам с отцом и любимой собакой, да из подростковой прихоти упражняется в использовании пращи. Из негатива – разве что легкая ревность излишне суровой матери к больному младшему брату.
Но все меняется, когда приходит она – Святая Инквизиция. Приходит с размахом, сжигая родную хату и рубая в лоскуты всех, до кого смогла дотянуться богоугодным карающим мечом. Тут-то девочка и остается одна с маленьким братом на руках против суровой реальности. Вдруг выясняется, что вокруг давно идет первая (которая Эдвардианская) часть столетнего матча на выносливость между французами и англичанами, брат не то чтобы больной, а скорее наоборот, вокруг лютует Черная Смерть, а наводнившие все и вся крысы – вовсе не то, чем кажутся.
A Plague Tale сходу берет отлично выстроенной атмосферой мрака и безнадеги: по пятам идут беспощадные фанатики инквизиции, вокруг смерть, трупы и разложение, а напуганный, диковатый сельский люд готов насадить на вилы любого подозрительно человека, особенно беззащитного, и тем более знатного.
Крысы в лабиринте
Если бы игру делали японцы, то Амиция, пожалуй, вооружилась бы мечом в два своих роста и пошла бы крошить врагов, сверкая панцу. Но тут – кому к сожалению, а кому к счастью, – постарались французы, поэтому дети будут в основном шкериться по углам, противопоставляя здоровым мужикам в доспехах хитрость, скорость, бесшумность и немного алхимии.
Арсенал девочки постоянно пополняется разными метательными «замесами» для ее пращи. Помимо обычных камней, она добудет снаряды, поджигающие факелы, вязанки сена и прочие пригодные к горению вещи. И наоборот – снаряды, вышеупомянутые предметы тушащие. Ядовитые снаряды, попадание которыми в шлем рыцарю моментально заставляет того шлем сбрасывать, потому как жжется. Снаряды, с помощью которых можно привлекать крыс, и так далее. Пригодится все.
Злоключения остатков рода де Рун вышли весьма разнообразными, но их можно разделить на три примерно равные части. Первая – это когда прятаться приходится от людей. Тут все традиционно: они глуповаты, подслеповаты и глуховаты, а также легко теряют интерес к шуму и даже дохлым товарищам. Берут в основном числом и закованностью в доспехи, легко устраняются примитивными методами, хотя часто можно обойтись вообще без жертв, отвлекая стражников метанием камней во всякие шумные жестянки.
Все становится интереснее, когда бороться приходится с крысами. Хвостатые черти – это стихия, натуральное живое море, боящееся только и исключительно света. Эпизоды с их участием в основном представляют собой несложные, но крайне увлекательные головоломки.
Но занимательнее всего третий вид задачек, когда одновременно присутствуют и люди, и крысы. Последних можно и нужно натравливать на врагов, и тут уже пригодится весь алхимический арсенал. Где-то придется затушить факел над стражником, где-то – разбить камнем фонарь, где-то провести крысиное войско прямо под ноги патрулю. Опять же, ничего сверхъестественного, но сделано интересно.
Единственный минус A Plague Tale в том, что она получилась слишком легкой. По мере пополнения арсенала и обретения новых возможностей, Амиция из жертвы превращается в натурального хищника, спасу от которого нет никому, и это немного ущемляет тревожную атмосферу. С другой стороны, вы нигде не застрянете надолго, поэтому предполагаемый сюжетом темп не сбивается, а геймплейные ситуации постоянно меняются.
A Plague Tale – игра редкой масти: это и не мейнстримовый блокбастер, по умолчанию собирающий овации, и не копеечное инди, обласканное за то, что оно «не такое как все». Тут нет сверхтехнологичного движка, зато есть опрятная и очень художественная картинка; нет дорогущих именитых композиторов, но есть шикарный дарк-фолк; нет зрелищных боев, но есть разнообразный, хоть и простоватый стелс. А еще хорошая история, просто хорошая, которая без неожиданных поворотов, отвисаний челюсти и выдавливания слезы органично проходит путь от камерного приключения до мистического, местами жутковатого эпика.