Хотя анонс новой мышки от Razer состоялся во время E3, презентации этой модели начали проводить еще за неделю-полторы до начала выставки.
Попасть на такое мероприятие было непросто: в Европе, например, приглашали лишь по одному изданию от страны (да и то не от каждой), но оно того стоило. В том числе благодаря возможности пообщаться с главой компании, которая вот уже полтора десятка лет является флагманом рынка игровой периферии.
Может возникнуть вопрос, стоила ли игра свеч для самой Razer? Нужно ли было поднимать столько шума из-за анонса, кажется, уже третьей по счету ипостаси модели Mamba? Да и без «мамбы» этой в фирменном каталоге этих мышей столько, что, казалось бы, одной больше, одной меньше – никто и не заметит.
Но возможно, что именно в таком подходе к собственным достижениям и кроется отчасти секрет успех Razer: если уж сделано что-то хорошо, почему бы этим не похвастать. Справедливости ради – мышка получилась просто на загляденье: по личным ощущениям выходит так, что, раз взяв новую Mamba в руки, выпускать ее уже не захочется.
Довольным новинкой выглядел и Мин-Лян Тань – сооснователь, президент и креативный директор Razer. C ним мы поговорили о нынешних и будущих достижениях компании.
Навигатор игрового мира: Поскольку черный – это по-прежнему любимый цвет Razer, не кажется ли вам, что новую мышку следовало назвать Black Mamba. Чтобы выделить ее на фоне предыдущих версий?
Мин-Лян Тань: (Улыбается.) Возможно, так и следовало поступить. Кстати, шутки шутками, но если говорить о глубине цвета, то эта модель чернее предыдущих. Это я могу совершенно точно сказать.
НИМ: На крупных киберспортивных турнирах уровень участников примерно сопоставим, а значит, как и в большом спорте, многое решают мелочи. Иными словами, у тех, кто остановит выбор на новой Mamba, появится преимущество перед конкурентами. Возможно ли, что со временем организаторы соревнований придут к мысли внести в правила пункт об использовании стандартных мышек, чтобы уравнять шансы?
МЛТ: Вы затронули очень важный вопрос. Буду честен, неоднократно уже поступали жалобы на то, что игроки, пользующиеся продукцией Razer, находятся в более выгодных условиях. Я знаю о случаях, когда какие-то наши устройства даже были запрещены регламентом того или иного турнира. В то же время мы всегда очень внимательно прислушивались и прислушиваемся к мнениям о том, насколько правильно или этично использовать тот или иной девайс. И еще один момент: Razer одной из первых проявила интерес к киберспорту. Наша задача заключалась в том, чтобы дать игрокам возможность показывать лучшие результаты, и нам это удалось. Но в конечном счете почти все зависит от мастерства, ведь большинство спортсменов сейчас пользуется продукцией Razer. Однако повторюсь, мы внимательно следим за правилами соревнований и сотрудничаем с организаторами турниров. Мы – сторонники честной игры.
НИМ: Помимо привычной периферии, Razer большое внимание уделяет устройствам виртуальной реальности. Достаточно вспомнить об анонсированном пару месяцев назад проекте OSVR. Он представляет собой не просто очередной шлем, но и набор программного обеспечения, который будет доступен фактически всем разработчикам. Как отреагировали на этот ход другие компании, в том числе и ваши будущие конкуренты?
МЛТ: Мы очень долго работали над этим проектом, и нам удалось сделать что-то новое. Мы выложили наши наработки в открытый доступ, так что никому не придется ломать голову над тем, как бы их украсть. И это касается не только программного обеспечения, но и самого устройства. Каждый может создать собственный шлем. Пусть хотя бы и напечатать его на 3D-принтере.
Мы хотим, чтобы виртуальная реальность была доступна всем геймерам, чтобы ее не контролировала какая-то одна компания. Даже Razer. Поэтому если говорить о конкурентах, их у нас нет. Наша разработка не соперничает ни с Oculus Rift, ни с устройством от Valve. Ничто не мешает интегрировать их со временем в платформу OSVR. И это пойдет всем только на пользу.
Тут надо понимать, что наш проект – в первую очередь не шлем виртуальной реальности, не софт, а некие общие стандарты. OSVR позволяет проявить фантазию, как программистам, так и создателям железа. Хотите поменять линзу? Пожалуйста. Хотите новую камеру – нет вопросов. В этом прелесть OSVR.
НИМ: За проектом OSVR стоит несколько крупных компаний, в том числе Intel и Bosch. Как сформировался этот союз?
МЛТ: Многие из наших партнеров знали, что мы занимаемся разработками в области виртуальной реальности. Многих мы консультировали. Со многими тесно сотрудничали. Потом нас стали спрашивать, хочет ли Razer вывести на рынок свое VR-устройство для пользователей. Тогда мы собрали всех партнеров и сказали: «Джентльмены, мы хотим сделать кое-что иное. Мы хотим взять наши наработки и отдать их пользователям». С этого все и началось.
НИМ: Планируете ли вы как-то ограничивать контент, который будет доступен обладателям OSVR. Например, игры и фильмы для взрослых?
МЛТ: Прелесть затеи в том, что мы не можем ничего ограничивать, даже если бы захотели. Ни Razer, ни кто-либо еще. Потому что архитектура полностью открытая. Кстати, представители порно-индустрии уже проявляют интерес к этому проекту. И военные. Если вы хотите что-то сделать, вам не надо спрашивать нашего разрешения. Идите на сайт osvr.com, загружайте софт и творите. Наше единственное пожелание для всех разработчиков – делитесь плодами своих трудов с комьюнити.
Тестирование новой мыши
НИМ: Буквально накануне сегодняшней презентации до нас дошла информация, что Razer намерена купить создателей приставки OUYA. Прокомментируете?
МЛТ: Не могу. Нам нравится то, что делают авторы проекта OUYA. Они обращают внимание на инди-направление, и мне такой подход очень близок. Им интересны игры для Android, которые интересны и мне. Но, повторюсь, озвученную вами информацию пока никак прокомментировать не могу.
НИМ: Известно, что вы всегда лично инспектируете новые магазины Razer перед их открытием. Почему, если не секрет? И не могли бы намекнуть, когда вас с подобным визитом ждать в России (своего магазина в России у Razer пока нет – прим. ред.)?
МЛТ: Мы всегда стремимся открывать такие заведения, где геймеры могли бы собираться вместе. Речь идет не о магазинах в привычном понимании этого слова. Это места, куда можно пойти поиграть или просто посидеть пообщаться, и где вас бы никто бы не принуждал что-нибудь купить. Знаю, в России много поклонников Razer. Я не могу сейчас подтвердить, что мы откроем свой магазин у вас, но мы очень внимательно присматриваемся к вашей стране.
НИМ: И последний вопрос: вы являетесь не только президентом, но и креативным директором компании. Значит, на ваших плечах лежит двойная ответственность за ее будущее. Не тяжела ли эта ноша?
МЛТ: У нас отличная команда. Понятно, что мне приходится делать многое, но остальным сотрудникам приходится делать еще больше. Я думаю над дизайном, общими идеями. Работаю над вещами, которые в своем конечном виде нравятся мне самому. Знаете, мне кажется, что жизнь может быть и посложнее.
Интервью подготовил: Александр ВАСНЕВ