Случилось то, что должно было случиться. Этой фразой я когда-то начал серию статей-хроник о приключениях моего персонажа Сотника в Ultima Online. Сегодня UO еще существует, но все больше напоминает Антарктиду: все знают, где она расположена, но никто туда не рвется. Причина проста: там нечего делать, так как попытка Electronic Arts сделать игру привлекательной для максимально широкого круга игроков привела к массовому исходу ветеранов.
После расставания с «Ультимой» Ричард Гэрриот отыграл роль приглашенной звезды в нескольких проектах, смотался в космос, женился и обрел дворянство – стал именоваться Ричард Гэрриот де Кайе, стал отцом (дважды) и... и понял, что готов к очередному главному проекту всей жизни.
Деньги
В разработку Shroud of the Avatar Ричард сотоварищи вложили существенные собственные средства, а также привлекли монету в ходе кампании на «Кикстартере» (почти $2 млн). И изголодавшийся по хардкорной ММОRPG народ денег занес. Размер максимального вклада потянул на $10 тыс. – за сугубо виртуальные внутриигровые блага, если не считать обложку для кассеты с игрой Akalabeth и возможность отобедать в компании Лорда Бритиша (дорога за собственный счет). Кстати, сбор денег продолжается и сейчас.
Земля
Территория SOTA достаточно велика. На общей карте можно найти леса и степи, пустыни и горы, города и поселки, подземелья и башни. Захотите поизучать, сайт sotamap.com – в помощь. Ускоренного перемещения нет (лошадей и т.п.), есть несколько порталов, работа которых привязана к лунному циклу. Есть свитки Recall (возврат к городскому глашатаю, у которого нужно предварительно «забиндиться»), а также Teleport (к одному из ваших друзей, внесенному в соответствующий список).
Большие области карты соединены горлышками-проходами, некоторые из них позволяют поиграть в контроль территории: достаточно кликнуть на специальном флаге, и волна за волной повалит нарастающая в крутости нечисть.
В принципе в любую точку карты можно попасть на своих двоих – для бешеной собаки семь верст – не крюк.
В каждом населенном пункте имеются участки для застройки. Самый скромный – Row, место в ряду домов (которые к таким лотам идут в комплекте). Участок Village в два раза больше, City – в четыре. На последнем уже хватит места для приличной резиденции или гильдейского замка.
Игра взимает ежедневную арендную плату. Для Row она составляет 500 золотых, вполне «съедобную» сумму. Столько можно получить у местного Оракула, если честно ответить на его вопрос. Вроде этого:
– Следовал ли ты пути Любви?
– Да.
– Вот тебе 500 золотых и 500 очков опыта для прокачки умений.
Лично я воровал в городских мастерских оружие и доспехи, которые разбирал на части и продавал полученные scraps. Торговцы, конечно, дергались и орали «Вор! Вор!» Но и только. Поэтому на один из вопросов приходится отвечать «Нет». Как скажется такое поведение на моей дальнейшей судьбе – пока не ясно.
Часть поселений находится под управлением игроков. Не за красивые глаза, а за достаточно крупные взносы. Одним из таких оказался подземный город моей гильдии – Bladewyke.
Гильдия
Обычно я не тороплюсь куда-нибудь вступать, но тут уже само собой все случилось. Как-то раз отправился взглянуть издалека на квестового босса, Феникса. Без его пера невозможно получить самое крутое заклинание в магии Света (призыва такого же феникса, только помельче). Прибыв на место, обнаружил группу товарищей, которая по предварительному сговору птичку фармила. Тут-то я к ним и присоединился. После этого Феникс умер еще четыре раза, вот только никто мне не сказал, что трофей достается первому лутеру. А когда я заикнулся о своей проблеме, было уже поздно – группа распалась, одарив меня обещанием помочь «завтра». Зато в гильдию позвали. Потом тема пера как-то заигралась, а мне было неудобно напоминать. Сейчас же меня повсюду сопровождает большой полярный мишка по имени Умка, и феникс мне, я так думаю, просто не нужен.
Механики
Персонаж владеет умениями, которые прокачиваются при использовании. Классика? Совсем не. На изучение умений расходуется запас накопленного в боях и квестах опыта, каждый уровень скилла дается с нарастающим напрягом. По достижении определенного порога качать все подряд становится просто нереально. Хочешь не хочешь, а приходится специализироваться. Для этого в игре имеется возможность отключать рост выбранных навыков.
Все персонажи – и бойцы, и маги – характеризуются запасом здоровья и... фокусом, который представляет собой универсальную энергию, расходуемую и на выстрел из лука, и на файербол.
Много скиллов – хорошо, но в любой момент игры их одновременно доступно не более десяти.
Для применения вне боя можно перетащить в слоты быстрого доступа заклинание света, лечилки, вызов питомца и т.п. Для боя же формируются отдельные колоды, заточенные под конкретные ситуации и противников. Одно дело – драться с животными и людьми, другое – с разными скелетами и прочими личами. Те же «вампирящие» заклинания магии смерти, столь привлекательные в первом случае, во втором просто не пригодны.
Формирование грамотной боевой колоды – тема для отдельной песни, и дело не только в выборе школы магии и боевых приемов. Колода может быть статичной, динамичной или комбинированной. Статичные скиллы тратят больше фокуса и работают с кулдауном. Динамичные – сменяют друг друга в выделенных ячейках. В ходе схватки разрешается не только собирать в «стеки» одинаковые умения/спеллы, но и применять их комбинации.
Продвинутые заклинания используют реагенты. Сначала я пришел в ужас – это ж для приличного фарма никаких денег не хватит. Потом изучил описания внимательнее и успокоился: чаще всего вероятность расходования реагентов при касте составляет 5-10%. Сейчас для вылазки за экспой/лутом хватает 30-40 реагентов всех типов и, когда запасы подходят к концу, в любом случае нужно топать на базу, чтобы избавиться от лута.
Крафт
Создать что-нибудь полностью бесплатно, а потом продать за деньги в SOTA нельзя. Все делается по рецептам. Еще совсем недавно их можно было выучить типа методом тыка: если выложить на инструмент правильные ингредиенты, то становилась активной кнопка Craft, а рецепт прописывался в соответствующей книге. Теперь все усложнилось, рецепты нужно покупать.
Помимо стационарного станка в крафте нужны мелкие инструменты с ограниченной прочностью. Каждое использование снижает этот показатель на единичку – до полной непригодности. Это же касается и кирок, топоров, ножей и т.д., которые требуются для добычи ресурсов: дерева, руды, кожи... Есть, впрочем, выход: приобрести в магазине дополнение за реальную валюту. Полный комплект неломающихся инструментов сегодня стоит $190. А кто сказал, что вкусные пряники бесплатные?
Снаряжение
Разновидностей доспехов и оружия не так чтобы много. Причем самое лучшее изготовляется игроками. Другое дело, что тот же длинный лук можно сделать из разного дерева (плюс, по-разному обработанного) и с разной тетивой, что на выходе дает десятка четыре вариантов с разными же бонусами. В ходе изготовления можно получить предмет с улучшенными характеристиками и долговечностью. При этом он также получит «+1» к названию. Именно такие изделия есть смысл улучшать дальше, расходуя в процессе слитки серебра – самого редкого местного металла. Хороший лук или меч с +9 и хорошим «долголетием» может стоить десятки тысяч золотых монет – как приличный дом.
Ощущения, что ты – это то, что ты носишь, нет. Главную роль все же играют скиллы, а не снаряжение.
Торговля
Аукциона нет. Есть общественные вендоры, которым можно поручить продать, скажем, 40 волчьих голов. За услуги вендор возьмет 10% от назначенной цены, плюс 10 монет. Срок продажи – неделя. Если товар куплен, то чек отправляется в местный банк. Если нет, то по истечении 7 дней вендор автоматически продает его NPC-торговцу по бросовой цене.
Самое смешное – персональный вендор, купленный за 20 тыс. монет и выставленный на вашем участке, работает по точно такой же схеме.
У спонсоров большого калибра водятся вендоры, которые не берут мзду за услуги. У нашей гильдии таковых аж два. Естественно, согильдийцы стараются сделать их популярными, предлагая отличные товары по привлекательным ценам.
PvP
Не пробовал, не дорос еще. Для участия в PvP у персонажа должен быть выставлен соответствующий флаг, отображающийся рядом с именем. Уже слышал о «подлых» засадах в городах. С тела убиенного разрешено взять две вещи: одну из экипированного снаряжения и одну из рюкзака. Вещи можно вернуть через Оракула, заплатив выкуп. Да, видел подсвечник, сделанный из черепа персонажа...
Слышал о воре, пытавшемся украсть у камрада по гильдии собранное за несколько часов дерево. В ходе последовавшего боя наш товарищ был убит. За возврат костяного доспеха он отстегнул Оракулу 2500 монет.
На карте есть локации, при входе в которые получаешь предупреждение о том, что это зона открытого PvP. Есть арены для любителей.
Кто не успел
Игра меняется на глазах. С каждым промежуточным релизом появляются фишки, которые приближают ее к финальному старту. Самые лакомые куски земли уже застолблены. Ярмарка тщеславия работает в полную силу: мало поставить замок, нужно его еще и обставить не хуже, чем у соседей. Со всеми продаваемыми в магазине финтифлюшками вроде статуи дракона, парящего в небе цепеллина на привязи, дизайнерской мебели и функционирующих музыкальных инструментов, полного набора станков, дающих +5 к скиллам, паропанковых металлических собачек и т.п.
Должен признать – все это выглядит весьма симпатично. Правда, населения и зевак пока не завезли. Зато уже встречал объявления о сдаче «углов» в аренду. Думаю, местные хостелы будут популярны, поскольку одними банковскими ячейками обходиться тяжело (количество хранящихся предметов и их общий вес ограничены, хочешь расширить – плати).
После релиза игра станет бесплатной. Планируются ежегодные дополнения – за отдельную денежку.
В дальнейшей программе – войны гильдий, осады городов (как тут не вспомнить осаду Тринсика нечистью в UO?). О высокоуровневом контенте пока особо ничего не известно. На текущий момент в игре преобладает гринд. Много гринда. Но почему-то он не надоедает. Может, из-за доброжелательного комьюнити, почти поголовно состоящего из ветеранов MMORPG.