Каждый ломает в меру своих возможностей.
Ребенок ломает игрушки. Подросток ломает конечности. Взрослые ломают жизни. Политики и бизнесмены способны угробить целую планету. Но подлинных вершин в деле порчи всего сущего добиваются ученые: только им под силу сломать основы этого мира, открыв портал в ад, нейтрализовав гравитацию в заданном районе, или, как в случае с Quantum Break, испортив четвертое измерение, в простонародье называемое «временем».
В защиту ученых, как обычно, произносится речь. Речь гласит, что они не планировали ничего зазорного, и что любой, кто сумеет собрать экспериментальную машину времени, имеет право купить эскимо за девять копеек, посмотреть Олимпийские игры 2004 года в прямом эфире и заглянуть в Нагасаки до Хиросимы. А время никто даже пальцем не трогал. Само сломалось. Нечаянно. Поэтому защита просит ученых оправдать. Ну, или хотя бы переквалифицировать дело со статьи «умышленное уничтожение констант мироздания» на «временное хулиганство».
Защита, как всегда, недоговаривает, и торопиться с выводами не стоит. Как минимум потому, что при сломанном времени торопиться в принципе поздно. Как максимум – потому что обстоятельства ЧП выглядят уж слишком необычно: участие в нем принимал целый институт, а выжило только трое ученых, причем один из них, Пол Серин, по окончании эксперимента тут же встал во главе мультинациональной корпорации Monarch. И это странно, если не сказать подозрительно.
То, что не скажем мы, скажут экс-коллеги новоявленного олигарха, ученые Джек Джойс и Бет Уайлдер. Так прямо и заявят: «Монарх» – не прав. И подкрепят слова делом, отправившись в антикорпоративный крестовый поход на двоих. А что? Если уж одному ученому темпоральная катастрофа помогла переквалифицироваться в бизнесмены, то два других имеют полное право мгновенно превратиться в героев боевика. И мыслить отныне тоже по-героически. То есть призывать к ответу за поруганную Вселенную человека с самым толстым кошельком. То, что он их бывший друг – еще лучше. Ибо героям без драмы – никуда.
Пролетарии всех эпох
Что касается самой пострадавшей Вселенной, то в лице населения планеты Земля она не слишком переживает по поводу случившегося. Ну время, ну сломали – какая разница, если оно худо-бедно продолжает идти в нужном направлении, пусть порой и «проглатывает» несколько минут? Выходи на работу на полчаса раньше и живи себе по-старому.
Если же научиться существовать во временных прорехах, как это делают Джек и Бет, то жизнь и вовсе получается краше прежней. Пространство на глючащих промежутках застывает наперекор всем законам физики, создавая совершенно сюрреалистические пейзажи в духе позднего релятивизма. Многотонный грузовик откладывает неизбежную встречу с землей и затягивает свободное падение петлей на шее гравитации. Выпущенные пули покорно висят в воздухе и безропотно опадают на землю по первому щелчку пальцев. Саундтреком натюрморту служит обрывок фразы, произнесенной за мгновение до таймскипа.
За абонемент в этот мир любой художник отдал бы полжизни, а всякий любитель адвентюр – стандартные « плюс налоги». Но Вселенная не только глючна, но и несправедлива. Поэтому Quantum Break – не квест, а шутер, и художникам вход в остановившийся мир заказан. Здесь бывают только наши герои да бойцы «Монарха», но и тех, и других живописная обстановка интересует сугубо с утилитарной точки зрения: как укрытие или как способ напакостить врагу своему. Что ж, заносим «растрату натюрмортов впустую» в список преступлений, за которые должен ответить олигарх Серин: ему все равно, а справедливость восторжествует.
Вчера или никогда!
Обывателям не суждено остаться непричастными к таинству стопкадров: Джек с Бет могут не только спокойно воспринимать уже заглючившее время, но и портить неиспорченное. Созданный на ровном месте буллет-тайм от аналогов неотличим по сути, но не в деталях: если конкуренты замедляют и игрока, и мир практически в равных пропорциях, то Remedy, ничтоже сумняшеся, мир останавливают целиком, а героя ни в чем не ограничивают. Хочешь – стреляй, хочешь – бегай, хочешь – отрабатывай апперкоты на замерших противниках. При желании можно заморозить не целый мир, а отдельный его фрагмент: локализированная временная аномалия загребает все, что пролетает мимо, а по окончании срока существования выпускает накопленное с сохранением прежних траекторий, скоростей и масс. Может пригодиться, чтобы временно нейтрализовать готовую взорваться гранату, организовать краткосрочное укрытие от пуль или сделать скульптуру из особенно невезучего монарховца.
Эстетическое удовольствие Remedy предлагает получать не только от насилия, но и от созерцания. Сиречь просмотра сериала, снятого по Quantum Break. Да, финны в курсе, что обычно бывает с теми, кто снимает сериалы по собственным играм, но божатся, что это не хитрая афера, призванная обанкротить компанию и обогатить ее основателей за счет страховки. Они, дескать, поняли, что обычно сериалы проваливаются из-за отсутствия связи с игрой.
Поэтому в Quantum Break сериал будет посвящен не абы чему, а будням «Монарха», и его просмотр будет непосредственно встроен в игровой процесс. Сорвали очередную злодейскую комбинацию – заслужили право увидеть очередной эпизод сериала, в котором сотрудники корпорации немного побесятся, немного попредают друг друга, после чего состряпают новый план. Если проект Remedy будет реализован в полном объеме, – этот план на сериальной стадии игроку даже немного дадут подправить. Если нет – финны уверяют, что сериал все равно необходим для достижения заявленной планки качества, когда перестрелки – не хуже чем в Max Payne, а сценарий – на уровне Alan Wake. Ну а раз выбраны такие ориентиры, то даже неудачный сериал, если что, простить можно будет.
Текст: Антон БОНДАРЕНКО