Blizzard по традиции запрягает медленно. Анонсированный год назад командный шутер Overwatch успел за прошедшее время дорасти лишь до стадии закрытой беты. Стартовала она в конце октября, и в это же время вышло специальное видеообращение, в котором директор проекта Джефф Каплан без обиняков посоветовал всем, кто не получил приглашение на тест, запастись терпением. Потому как работа кипит, и работы этой впереди еще много.
На первый взгляд кажется, что Джефф лукавит. Имеющаяся сейчас версия с технической точки зрения работает практически без огрехов, чего иным конкурентам удается добиться только к третьему, а то и к пятому послерелизному патчу. Все выглажено и отполировано, интерфейс близок к идеальному, а придраться можно разве что к редким непереозвученным репликам персонажей (бета-версия полностью локализована), причем в какой-то момент начинает казаться, что эти фразы оставили в игре специально. Мол, смотрите, нам и в самом деле есть что поправить.
Team да не Fortress
Последующее знакомство первое впечатление во многом подтверждает. Да, режимов доступно всего два. Один – поочередные захват и оборона точек. Другой – сопровождение груза между чекпоинтами (чтобы транспорт двигался, рядом с ним должен находиться игрок атакующей команды; задача обороняющихся – отстреливать «эскорт» на подходе). С точки зрения количества, набор – отнюдь не джентльменский, и в приличных домах с таким показываться было бы стыдно. Но вот какая штука – рубиться в Overwatch часы напролет это нисколечко не мешает.
За душу игра берет и потом долгие часы не отпускает высокой динамикой боев, выверенным дизайном карт (которых в бете было доступно восемь штук), но прежде всего разнообразием героев. Таковых тут 21, и не найти среди них хотя бы одного, который бы пришелся по душе, – задача из разряда невыполнимых. Именно из-за героев Overwatch сразу после анонса стали сравнивать с Team Fortress 2. И надо сказать, что поводы для подобных параллелей имеются, причем дело тут даже не в мультяшной графике. Любящая зависать с ракетницей над полем боя Фарра по стилю игры напоминает Солдата, раскидывающий гранаты Крысавчик во многом похож на Подрывника, а Торбьорн, вполне вероятно, обучался мастерству возведения турелей у Инженера. Но при этом в целом, если говорить именно о персонажах, у Overwatch и Team Fortress 2 не так уж много общего.
В игре от Valve различия между классами (за исключением Медика и, отчасти, уже упомянутого Инженера) сводятся исключительно к способу убийства противников. Герои Overwatch в свою очередь больше напоминают заглянувших на огонек гостей из жанра MOBA. Согласно его канонам, их даже по категориям разделили: «штурм», «защита», «танки» и «поддержка». Первые хороши в атаке, вторые – при обороне, третьи обладают повышенным здоровьем и по умению выживать способны дать фору героям Брюса Уиллиса, четвертые специализируются на лечении, бафах и прочих подобного рода полезностях. Для большинства представителей двух последних специализаций нанесение урона – занятие второстепенное, а зачастую даже для интересов команды вредное. Наиболее яркий пример – вооруженный молотом здоровяк Райнхардт. Один из его навыков активирует внушительных размеров энергетический щит. Если выбравший Райнхардта игрок делает ставку на это умение и начинает прикрывать союзников, шансы на победу его команды резко повышаются, если же он начинает бездумно гоняться за фрагами – наоборот.
Качество превыше всего
Несмотря на то, что выглядит Overwatch явно лучше, чем ожидаешь от игры на стадии закрытой беты, проведя за ней с десяток-другой часов, начинаешь понимать, на что разработчики собираются потратить оставшиеся до релиза месяцы (хочется верить, что все же месяцы, а не годы). И дело не в том, что масштабы текущего тестирования не позволяют проверить нагрузку на серверы. И не в том, что к релизу неплохо было бы добавить пару режимов и пяток новых карт. Если с чем в игре сейчас и есть проблемы, то это с балансом. Пусть формально все герои в Overwatch и равны, есть среди них те, кто равнее. Даже с учетом того, что полезность того или иного персонажа напрямую зависит от выбранного режима (причем сама игра на стадии формирования команды подсказывает, бойцов каких специализаций в ней не хватает, а каких наоборот – переизбыток).
Например, среди пятерки танков наименее востребованной сейчас является Заря, она же россиянка Александра Зарянова, мастер спорта по остановке коней на скаку и рекордсмен мира по заходу в горящие избы. В бою она умеет защищать себя и союзников с помощью персональных энергетических щитов. Навык вроде бы полезный, да только время действия его исчисляется секундами. Подгадать, кого из сокомандников надо спасать, – задача не из простых. Суперспособность Зари – гравитационная ловушка, стягивающая попавших в нее врагов в одну точку – хороша в комбинации с атакующими умениями других персонажей. В сыгранной команде такое будет работать, в случайном коллективе – вряд ли. Понятно, что в умелых руках Заря сможет попортить немало крови сопернику, да только проблема в том, что ее «одноклассники» (тот же Райнхардт) способны на это даже в неумелых руках. Как результат, на поле боя россиянку почти не увидишь. Как и расставляющую порталы Симметру, играть за которую при всей ее полезности в данный момент просто скучно.
И это далеко не все вопросы к балансу, которые есть на текущий момент. Например, в игровом чате постоянно появляются призывы «понерфить» Фарру. Наличие таких перекосов в Overwatch вряд ли можно назвать удивительным, потому как сбалансировать 21 совершенно непохожих друг на друга классов – задача далеко не тривиальная. Сколько времени уйдет на ее решение, и в какой степени финальный вариант будет близок к идеалу – предсказать сейчас невозможно. Но одно сомнений не вызывает: на выходе у Blizzard должен получиться просто отличный шутер.
Текст: Александр ВАСНЕВ