О том, что жанр стратегий может полноценно существовать на консолях, было известно еще с ветхозаветных времен самой первой PlayStation, на которой спокойно жили-поживали всякие Warcraft 2 да Command and Conquer (да что там, уже на Sega Mega Drive был отличный порт Dune 2). Однако к началу двухтысячных все это великолепие почти сошло на нет.
В 2009 году казалось, что начинается вторая волна интереса к RTS на консолях: Ensemble Studios (разработчик первых трех Age of Empires и Age of Mythology – прим. ред.) по заказу Microsoft сделала Halo Wars, умудрившуюся стать одновременно и Halo, и хорошей стратегией. Но ренессанса так и не случилось; даже сиквела пришлось ждать почти восемь лет.
В отсутствие Ensemble Studios (по уважительной причине – она умерла в том же 2009-м) продолжение доверили не менее маститым стратегоделам – Creative Assembly. Возможно, более уместно здесь смотрелась бы Relic, съевшая не одного гретчина на схожей масштабами и тематикой серии Dawn of War, в то время как «Креативная Ассамблея» привыкла ваять куда более глобальные стратегии, но отрицать авторитет англичан на жанровом поприще невозможно.
Привет, война
Если события оригинальной Halo Wars происходили за двадцать лет до самой первой Halo (которая Combat Evolved), то сиквел поместили аккурат между уже вышедшей пятой и предстоящей шестой частями основного сериала. Несмотря на большую разницу во времени, героями новой истории станут все те же адмирал Каттер сотоварищи, в первой части воевавшие с тогда еще диковинным и опасным Ковенантом на планете Жатва.
После героической победы команда устроила анабиотическую сиесту на своем корабле «Дух Огня» и проснулась как раз к событиям сиквела, когда от некогда грозного врага ничего уже не осталось. Зато появился новый: Атрикос, вождь брутов,– тех самых больших и грозных парней, что в оригинальных Halo доставляли своей живучестью и огневой мощью немало проблем. Осознав собственную брутальность, а также незавидное место в иерархии «Священного союза», тот поднял бунт, сколотив нехилую армию из последователей. Когда же Ковенанту пришел конец, не по размеру хитрый Атрикос прикарманил весьма кстати осиротевшие остатки его военной техники. После чего вся эта агрессивно-бронированная махина обрушилась на человеков, а полем боя стал изрядно пострадавший еще в Halo 3 «Ковчег». Тут мы будем торопливо строить базы, копить танчики для героических рашей на вражеские укрепления и выполнять большие задачи малыми группами – все по классике жанра.
В бой войска поведут командиры, одаренные уникальными способностями: скажем, Каттер умет лечить раненых союзников, а Атрикос – вызывать удары с орбиты. Рядовые отряды тоже имеют специальные умения – например, простая пехота обучена закидывать врага гранатами, а Warthog – с разгона давить неприятеля. Закручивать пальцы в узлы при этом не придется: в оригинале все функции были удобно развешены по кнопкам геймпада, и в сиквеле, думается, хуже не станет. Впрочем, на PC (где Halo Wars тоже выходит) будет доступно и привычное клавиатурно-мышиное управление.
Дурное соседство
Консольные стратеги не чужды радости вдумчиво умять или сгрызть решительным рашем ближнего своего. В Halo Wars 2 мультиплеер будет предоставлен аж в пяти вариантах, самый любопытный из которых – «Блиц», где войска на поле боя вызываются с помощью карт, вроде тех, что используются в Magic: The Gathering. В колоду можно засунуть двенадцать штук, а в руки после начала матча дают всего четыре. После использования одной карты взамен выдается следующая, случайная из колоды. Применение карт стоит определенного количества ресурсов, собираемых прямо на поле боя, а конечная цель всего предприятия – захватить три точки.
Creative Assembly уже доказала, что умеет делать не только разномастные выпуски Total War: подтверждением тому служит и удачная Alien: Isolation, и менее удачная, но не менее любопытная Viking: Battle for Asgard. С другой стороны, сейчас на руках у студии уже есть Total War: Warhammer, который нужно поддерживать, развивать и вдобавок разрабатывать к нему сиквел. Хватит ли у нее при этом сил достойно продолжить дело своих славных, но покойных предшественников – вопрос открытый.