Black Desert Online, если верить ее разработчикам, – это одна из самых многообещающих ММО-песочниц последнего времени, где игрока ждет сногсшибательная графика, невиданная глубина проработки всего и вся и сотни часов увлекательных приключений.
Лозунги, не будем спорить, громкие, хотя и не очень оригинальные; но как обстоят дела в игре на самом деле?
Black Desert Online – разработка корейской компании Pearl Abyss, доселе ничем особенным не отличившейся. Первый бета-тест прошел еще два года назад, но исключительно в родных пенатах, на запад же, как это часто бывает с азиатскими играми, Black Desert Online не спешила. Тем приятнее было узнать, что издатель для русскоязычной версии (компания GameNet) нашелся быстрее, чем для американской или европейской. В конце весны была проведена первая закрытая бета, а совсем недавно, в сентябре – вторая. Самое время поделиться впечатлениями.
Сколько-сколько эта стрижка стоит?!
Красота неописуемая
Создание альтер эго – пресловутая вешалка, с которой начинается знакомство с большинством MMO-театров. В Black Desert Online генерация персонажа производит двойственное впечатление. С одной стороны, от количества настроек можно натурально впасть в ступор: позволяется редактировать длину каждой пряди волос, изменять форму конечностей и мышц – при желании можно вылепить хоть Мисс Вселенную, хоть криволапое, несуразное страшилище с заячьей губой и глазами навыкате. А если этого покажется мало, можно вволю поиграться с настройками цвета, косметикой и т.д. и т.п. С другой – назвать интерфейс кастомизации удобным можно с огромной натяжкой: тело создаваемого персонажа разбито на несколько десятков зон, которые приходится сначала выцеливать мышкой, чтобы потом внести желаемые изменения при помощи оснащенных маловразумительными ползунками окошек.
Надо отдать должное движку игры – картинку он выдает действительно впечатляющую. Игра света и тени, блики и отражения, кучи фильтров – иные удачные ракурсы тянут если не на фотореалистичность, то на что-то похожее. Правда, несколько перебрали с эффектами: если насильно не притушить их через настройки, даже бой с крошечным жуком будет сопровождаться таким фейерверком, что от обилия искр и вспышек начнет рябить в глазах. На схожем уровне выполнен и дизайн окружения: стартовая локация навевает мысли о типичных итальянских пейзажах – зеленые холмы, пыльные дороги с обязательными кипарисами по обочинам, домики, крытые черепицей... Выписано все донельзя органично, картинка без всяких скидок радует глаз. Не отстают и персонажи: NPC как один колоритны, непохожи друг на друга и отлично анимированы. Словом, если бы графика была решающим фактором при определении успешности MMORPG, Black Desert Online могла бы претендовать на высший балл.
Мастер-класс
На сегодняшний день выбор классов в русской версии Black Desert Online ограничен пятью вариантами: Варвар, Колдунья, Мистик, Воин и Лучница. Выбрать пол персонажу нельзя – Варвары и Воины обязательно будут мужчинами, а Колдуньи, Лучницы и Мистики – женщинами. В будущем список должен пополниться как минимум семью классами, но и среди них будет четкое разделение полов, что в проекте подобного уровня, мягко говоря, странно. Механика боя отличается разнообразием: у каждого класса имеется свой подход как к истреблению монстров, так и к охоте на себе подобных. При этом боевка в целом весьма динамична: приходится активно «работать» обеими клавишами мыши, выстукивать комбинации на клавиатуре и непрерывно маневрировать, а с учетом высоких требований к реакции процесс временами начинает напоминать заправский экшен или вообще файтинг. Единственный минус – довольно быстро вычисляется универсальное «комбо» из пары-тройки атак и до получения высокоуровневых умений процесс убиения живности может показаться немного однообразным.
Первое, что узнает игрок, попав в мир Black Desert Online, – это то, что его персонаж одержим злобным духом... квестового NPC. В прямом смысле этого слова. Эта мелкая красноглазая нечисть будет постоянно выдавать вам обязательные задания, не отличающиеся разнообразием – «убей парочку вон тех мобов», «пойди, выучи вот это умение» и так далее. Квесты привычно вознаграждаются экспой и всяким хламом (вопросом, откуда у бестелесного барабашки берутся вполне материальные награды лучше не задаваться), а по мере их выполнения начинает развиваться сюжетная линия... Стоп, квесты, сюжет, а как же свобода действий, ведь обещали-то нам песочницу? Ан нет ее. Точнее, есть некоторое количество условно-сэндбоксовых элементов, которые не иначе как при помощи синей изоленты присобачили к сюжетно-квестовой ММО. Да, в игре имеется возможность (прокачавшись до определенного уровня) убивать себе подобных, есть милые сердцу любого фаната корейских ММО войны кланов и осады замков с применением всяко-разной техники, но не более того.
Невеселый фермер
Отличительная особенность Black Desert Online – система крафта. Игровой мир просто битком набит разнообразными ресурсами. В наличии руда и древесина, растения и плещущаяся в водоемах рыба – даже тушку убитого монстра можно разделать несколькими способами. Вот только моментально приходит понимание, что просто так взять инструмент и пойти набивать котомку добром не получится: моментально упираешься в ограничение в виде неких «очков работы», которые расходуются на любое «мирное» действие, а затем крайне неспешно восстанавливаются до определенного потолка. И ладно, если бы этот лимит рос по мере прокачки соответствующего ремесла – увы, главной заботой рудокопа (дровосека, рыбака, скорняка...) будет принудительное исследование мира. Для увеличения запаса очков работы нужно собирать «знания» – то есть, например, болтать с NPC, читать валяющиеся в домах книги и исследовать карту. Если учесть, что разговоры с «неписью» строятся вокруг невразумительных мини-игр и зачастую расходуют те же самые очки работы, картина вырисовывается довольно-таки печальная. Такое ощущение, что разработчики решили во что бы то ни стало продемонстрировать, какой у Black Desert Online «богатый внутренний мир» и силком протащить игрока по всем текстам – на вот, вникай, в каких отношениях находятся городской стражник и торговка зельями!
Непосредственно процесс создания предметов порой заставляет вспомнить каких-нибудь «веселых фермеров», безудержно расплодившихся на рынке мобильных игр. Наш герой себя изучением ремесел утруждать не любит – для этого есть нанимаемые (за те же самые очки работы) помощники, плюс возможность в любых населенных пунктах арендовать помещения, оборудовать их под склады и мастерские, чтобы в итоге построить свою маленькую промышленную империю.
Только вот сделать это будет очень непросто, поскольку система у создателей Black Desert Online получилась уж слишком навороченной. Хотите обустроить ферму? Озаботьтесь такими вопросами, как уровень грунтовых вод, температура, влажность, наличие паразитов и т.д. Желаете раздобыть маунта пошустрее? Извольте изучить азы коневодства, освоить спаривание и прокачку потомства, а между делом будьте добры смастерить упряжь, подковы и прочий скарб. В результате мечешься, как белка в колесе, – этих работничков надо приставить к делу, тех – накормить, еще одного – отправить на курсы повышения квалификации, а вон тому вообще нужно организовать доставку сырья за тридевять земель со старого склада (общего «сундука» тут нет, есть цепочка сараев, по мере игры забивающихся хламом – та еще головная боль при организации грузоперевозок).
Тут стоит сделать оговорку, что само по себе такое внимание к мелочам может, и не самая плохая штука. Будь Black Desert Online симулятором фермера, то тогда, возможно, в этом всем было бы даже интересно разбираться. Но в игре с ежедневными квестами, осадами по расписанию и прочим классическим по меркам жанра досугом это выглядит чужеродным элементом и вместо интереса вызывает скорее глухое раздражение.
На текущий момент игра смотрится, как коктейль, который составили из случайных ингредиентов. Разработчики создали красивый и проработанный мир, а затем наполнили его аркадной боевкой, навороченной системой крафта, осадами замков и сюжетными квестами. Вот только они не учли, что эти элементы (вне зависимости от качества их исполнения) могут и не ужиться друг с другом. Понравится ли любителю PvP-боев перспектива тратить уйму времени на прополку грядок и сможет ли он найти способ безбедно существовать в игровом мире без собственного ремесленного старт-апа? Приглянется ли въедливому хозяйственнику лихая боевая система и не охладит ли его пыл перспектива частых стычек с более агрессивными соседями по серверу? Вопросов много. Ответы же на них мы получим уже довольно скоро, ведь открытое бета-тестирование Black Desert Online уже началось.
Текст: Сергей СОБОЛЕВ