Каким бы мощным ни был ваш компьютер, вы не сможете оценить красоты «Ведьмака 3» или любого другого современного хита без хорошего монитора. Сегодня мы поговорим о многочисленных нюансах его выбора и остановимся на моментах, на которые стоит обратить внимание.
Диагональ и разрешение экрана
Выбирать модель с диагональю менее 23-24 дюймов имеет смысл разве что при отсутствии свободного места на столе или жизненной необходимости сэкономить 2-3 тысячи рублей. Примерно такова разница в цене между самыми доступными моделями из категорий 21,5″ и 23″.
Для 23-дюймовок и их чуть более крупных собратьев оптимальным будет разрешение Full HD (1920х1080 точек), поскольку при более высоком придется заморачиваться изменением масштаба интерфейса. Не говоря уже о том, что далеко не всякая видеокарта такое разрешение сможет потянуть. Все-таки мониторы больших размеров в первую очередь предназначены для продвинутых систем.
При выборе модели с диагональю 27″ и более уже желательно разрешение 2560х1440 точек. В случае Full HD на большом экране становятся заметными отдельные пиксели, а в режиме 4K (3840x2160 точек) придется шаманить с масштабом интерфейса: на 27″ экране значки выглядят чересчур мелко. Ну и опять же возникает вопрос мощности компьютера: даже NVIDIA GeForce GTX 1080 не всегда способна обеспечить в 4К полностью комфортный фреймрейт при максимальных настройках качества. Если уж собрали систему, которая может работать в таком режиме, не грех будет купить для нее и монитор побольше – с диагональю не менее 30″.
Отдельно упомянем сверхширокие мониторы с соотношением сторон 21:9. Для них характерны разрешения 2560х1080 и 3440х1440. Чаще всего на отечественном рынке можно встретить модели такого формата производства LG. Они доступны в диагоналях от 25 до 34 дюймов и «заточены» в первую очередь на фильмы и игры: использование их для повседневной работы или веб-серфинга несколько менее удобно по причине относительно небольшого разрешения по вертикали.
Зато именно для игр такое соотношение сторон и разрешение смотрится крайне выигрышно. Нетрудно подсчитать, что 2560х1080 всего на треть (а не почти вдвое, как 2560х1440) затратнее привычного Full HD, а 3440х1440 менее требователен к графическим ресурсам, чем 3840х2160 (в 1,67 раза, если кто-то любит точность). К тому же сверхширокий экран существенно расширяет поле зрения игрока.
Также отметим, что предпочтительнее будут модели с матовой поверхностью экрана, на которой не видны блики от солнца или источников света внутри помещения. Впрочем, мода на глянцевые экраны, к счастью, уже прошла: подавляющее большинство моделей на рынке имеет матовое покрытие дисплея.
Интерфейсы подключения
Найти современный монитор без цифровых входов сейчас уже практически невозможно, но не все они одинаково полезны и перспективны. Ранее господствовавший DVI постепенно отходит в прошлое: он не умеет передавать звук, а его пропускная способность уступает последним версиям более новых интерфейсов HDMI и DisplayPort.
Желательно, чтобы хотя бы один из этих двух был представлен у выбранной вами модели. При разрешении до 2560х1440 (или 2560х1600) можно особо не присматриваться к версии интерфейса, но для 4К-монитора необходима поддержка как минимум HDMI 2.0 или DP 1.2 – иначе частоту обновления придется ограничить 30 кадрами в секунду.
Пришедший из 80-х годов прошлого века аналоговый интерфейс VGA с разъемом D-Sub 15 хоть еще и встречается, но уже не удовлетворяет современным требованиям. Он не может передавать картинку в разрешении выше, чем Full HD (точнее, конечно, может – сигнал-то аналоговый – но лучше бы не мог, т.к. уровень помех при передаче начинает зашкаливать) и требует подстройки положения картинки на мониторе. В общем, о нем лучше забыть.
Тип матрицы и время отклика
В отношении типов матриц за последнее десятилетие серьезных прорывов не было. В основе лежат все те же TN+film, MVA (PVA) и IPS (а также его относительно новый аналог от Samsung – PLS). Кто-то, возможно, задаст вопрос «а как же IGZO?». Но IGZO (Indium Gallium Zinc Oxide – оксид индия, галлия и цинка) является лишь применяемым вместо оксида кремния материалом в некоторых ЖК-дисплеях, а не самостоятельным типом матрицы.
Матрицы TN+film (Twisted Nematic + film) по-прежнему остаются самыми доступными по цене, но самыми слабыми по цветовому охвату и углам обзора. Достоинством этого решения можно назвать самое малое время отклика в случае, если монитор снабжен системой компенсации времени отклика – RTC. Однако при отсутствии RTC быстродействие TN-матриц оставляет желать лучшего: если переход между оттенками серого (GtG), который обычно указывают в спецификациях, выполняется достаточно быстро, то на ряде других цветовых переходов переключение занимает неприлично долгое время.
Более «шустрые» TN-мониторы со схемой компенсации времени отклика уже мало отличаются по цене от моделей на более продвинутых типах матриц. При этом большинство пользователей (кроме, разве что, профессиональных киберспортсменов) вряд ли заметит разницу в быстродействии дисплея в сравнении с «медленными» моделями на более совершенных типах матриц, тогда как качество картинки будет отличаться куда сильнее.
Матрицы MVA (Multi-Domain Vertical Alignment) отличаются от TN+film заметно лучшими углами обзора, самым глубоким (не считая OLED-экранов, которые пока широко не используются) черным цветом, отличными параметрами яркости и контрастности. Однако в отличие от IPS при изменении угла обзора наблюдаются легкие сдвиги в отображении полутонов, связанные с особенностями конструкции.
Матрицы типа IPS (In-Plane Switching) с примкнувшим к ним PLS с давних времен считаются лучшим выбором для работы с цветом, чему способствуют лучшие углы обзора и отличная цветопередача. Когда-то мониторы на основе IPS стоили неприлично дорого, но сейчас по цене они практически не отличаются от моделей на основе матриц MVA и ненамного дороже мониторов на основе TN+film.
Практически все современные модели мониторов на матрицах MVA и IPS снабжены системой компенсации времени отклика, поэтому для них «отклик 5 мс GtG» в паспортных параметрах на практике оказывается значительно быстрее, чем те же «5 мс GtG» для мониторов на TN-матрице без схемы RTC.
Дополнительные функции и технологии
Их настолько много, что мы не беремся перечислять все. Тем не менее, есть такие, о которых нельзя не упомянуть.
LED-подсветка матрицы: если несколько лет назад светодиодная подсветка матрицы только пробивалась на рынок, а обладали ею лишь немногие модели, то сейчас она применяется практически на всех мониторах, т.к. значительно более экономична, чем использовавшиеся ранее флуоресцентные лампы. Сейчас стоит скорее обратить внимание на ШИМ-регулировку LED-подсветки, которая обеспечивает отсутствие мерцания (flicker-free) благодаря высокой частоте работы.
Фильтр синего цвета: цветовой фильтр, снижающий интенсивность синего цвета, что способствует меньшей усталости глаз при длительной работе перед монитором. Вещь, на наш взгляд, достаточно полезная, но особенно зацикливаться на ее наличии не стоит.
Поддержка AMD FreeSync/NVIDIA G-Sync: теоретически весьма полезная опция, позволяющая воспользоваться всеми преимуществами вертикальной синхронизации (в первую очередь – отсутствием «разрывов» картинки) без падения производительности. Однако эти функции накрепко привязаны к одному из производителей видеокарт: решиться сменить Radeon на GeForce (или наоборот), если монитор «заточен» на одну из этих технологий, будет труднее. Кроме того, за NVIDIA G-Sync придется немало доплатить (т.к. для реализации этой функциональности используется недешевый отдельный модуль). Поэтому на практике при использовании видеокарт NVIDIA технология получается слишком дорогой и подходящей разве что для систем высшего класса, где переплата в сотню долларов невелика в сравнении с общими расходами. Поклонникам AMD проще: мониторы с FreeSync почти не отличаются по цене от обычных моделей, а потому им имеет смысл подыскать дисплей с поддержкой этой технологии.
Расширенный цветовой охват: 10 бит на канал вместо 8 бит у обычных мониторов (в итоге 1 млрд. возможных оттенков вместо привычных 16,7 млн.). Может представлять интерес для профессиональной работы с цветом, но в играх его наличие бесполезно: практически все они выводят лишь обычную палитру с 8 битами на каждый цветовой канал.
Сенсорный экран: модная, но малополезная, функция (причем не только в играх, но и в повседневном использовании PC). Не всегда заимствования от планшетов и смартфонов бывают удачными.
Динамическая контрастность: позволяет достичь немыслимой контрастности между самым светлым и самым темным отображаемым цветом (в миллионы к одному), но на практике воспринимается не слишком хорошо из-за постоянного и непредсказуемого изменения яркости экрана (которая используется для дополнительного затенения темных кадров и осветления светлых, благодаря чему и растет значение контрастности). Скорее всего, даже при наличии этой функции она после недолгих экспериментов окажется отключенной – «честная» контрастность 1000:1 или даже 500:1 воспринимается куда приятнее, чем виртуальный «миллион к одному».
Увеличенная частота кадровой развертки (144 Гц, 165 Гц и т.д.): весьма полезная (а для киберспортсменов так и вовсе необходимая) функция, способствующая повышению плавности картинки. Однако для достижения максимального эффекта желательно, чтобы видеокарта была способна выдать такой фреймрейт (что нереально для современных ресурсоемких игр), да и наценка на такие модели довольно велика, в сравнении с привычными мониторами.
Расширенные регулировки подставки: наиболее доступные по цене мониторы имеют лишь регулировку экрана по наклону. Более дорогие модели допускают также изменение высоты экрана, поворот экрана в портретный режим и более удобный поворот вокруг своей оси. Если не выдергиваете из кошелька последнюю копейку, то более продвинутая подставка лишней наверняка не будет.
Встроенные динамики: пожалуй, самая бесполезная из возможных опций. Качество звучания встроенной акустики – на уровне самых дешевых пластиковых «пищалок», и на большее, чем озвучивание системных сообщений Windows, они не годятся.
Встроенный USB-хаб: в отличие от динамиков, встроенный в монитор USB-разветвитель является вещью весьма полезной. Он позволяет избавить стол от отдельных USB-хабов и, как правило, имеет собственное питание от БП монитора, что позволяет подключать к нему энергоемкие устройства или использовать его порты для подзарядки мобильных гаджетов.
Практический выбор
Итак, от какой суммы будем «танцевать» в разных категориях?
Бюджетный монитор диагональю 23-24″, разрешением Full HD и с хотя бы одним современным видеовходом HDMI или DisplayPort обойдется в 9-10 тыс. рублей, причем вне зависимости от типа использованной матрицы (хотя мы рекомендуем IPS или MVA). Примеры таких моделей: AOC E2460SH (24″, матрица TN+film, время отклика 1 мс, входы D-Sub, DVI, HDMI), Philips 240V5QDSB/00 (23,8″, матрица IPS, время отклика 5 мс, входы D-Sub, DVI, HDMI) или BenQ GW2470H (23,8″, матрица MVA, время отклика 4 мс, входы D-Sub и 2 x HDMI).
Ощутимо дешевле (6-7 тыс. рублей) стоят модели на TN-матрице без поддержки современных цифровых входов и схемы компенсации времени отклика, но вряд ли их можно порекомендовать даже при жесткой необходимости сэкономить.
Чуть дороже, около 12 тыс. рублей, обойдется «сверхширокий» LG 25UM58 с разрешением 2560х1080 точек (25″, IPS, 5 мс, 2 x HDMI), но разницу в цене оправдывает повышенное разрешение и комфортный для игр формат экрана.
За монитор с некоторым довеском приятных бонусов в тех же габаритах придется отдать уже порядка 15 тыс. рублей: столько стоит, например, Dell P2417H (23,8″, матрица IPS, время отклика 6 мс, входы D-Sub, HDMI, DP). Он обладает регулируемой по высоте подставкой с возможностью поворота экрана и хабом на 4 порта USB – по два разъема версии 2.0 и 3.0. Более продвинутые модели также обычно имеют более богатый ассортимент входов (у данной модели Dell, например, мы видим и HDMI, и DisplayPort) и несколько лучшее качество заводской настройки, чем у бюджетных моделей.
Мониторы следующего класса, с диагональю от 27″ и разрешением 2560х1440 точек, которые, на наш взгляд, являются оптимальными для игр, стоят уже значительно дороже: около 30 тыс. рублей за варианты на матрице IPS. Из относительно доступных по цене и достойных по качеству и функциональности моделей можно отметить AOC Q2775PQU, ViewSonic VX2778-smhd, HP EliteDisplay E272q и BenQ PD2700Q.
Удивительно, но модели 4К-мониторов диагональю 27-28″ на матрице IPS зачастую можно купить даже чуть дешевле, чем мониторы с разрешением 2560х1440 той же диагонали – однако, как уже упоминалось выше, мы не рекомендуем так поступать.
В этой категории позволяет сильно сэкономить выбор модели на TN-матрице: они дешевле минимум на четверть. Так что если цветопередача и углы обзора вас устраивают (разумеется, перед покупкой стоит посмотреть модель в работе), то можно не просто сэкономить, но и получить монитор с самым быстрым временем отклика в 1 мс – например, BenQ GL2706PQ, в активе которого также имеется «продвинутая» подставка, фильтр синего цвета и flicker-free подсветка. Стоимость этой модели и ее близких аналогов – около 22 тыс. рублей.
Мониторы формата 4К чрезмерно требовательны к видеокартам, но мы уже упоминали о существовании моделей с разрешением 3440х1440 точек, которые куда более щадяще относятся к ресурсам системы. Стоимость таких мониторов с диагональю 34″ стартует с отметки 45 тыс. рублей, а за модели с изогнутым экраном (которые также имеются в ассортименте) придется отдать минимум на треть больше.
Наконец, если вам нужно только разрешение 4К, и вы не согласны на компромиссы, то учтите, что даже 27-28″ монитор мелковат для этого разрешения, а 30″ моделей в продаже нет (как нет и бюджетных TN-моделей с разрешением 4К таких диагоналей) – так что выбор останавливается на мониторах диагональю 31,5-32″ с матрицами MVA и IPS. Ценник на такие мониторы начинается с 50 тыс. рублей.
Ну а те, кто хочет совсем-совсем полного фарша, должны быть готовы раскошелиться сверх всякой меры: скажем, монитор Acer Predator XB321HKbmiphz, по большому счету отличающийся от «обычных» 4К-моделей, лишь наличием поддержки G-Sync и агрессивным дизайном, обойдется в полтора раза дороже – и это далеко не предел.