Михаил Баранов, 2 ноября 2015

Наравне с Казановой, Леонардо да Винчи, Микеланджело и Юлием Цезарем Марио смело можно назвать одним из самых популярных итальянцев в истории.

В наших краях этот символ нинтендовского благополучия появился в середине 90-х годов вместе с приставкой «Денди». И удивительно дело – несмотря на то, что в то время интернет в нашей стране если и существовал, то почти исключительно в сказках, все очень быстро узнали, что по профессии Марио был именно водопроводчиком (хотя об этом в игре не сообщалось). А вот какова история появления это персонажа, почему его назвали именно Марио, и как он вообще дошел до жизни такой? Ответы на эти вопросы многие не знают до сих пор, поэтому мы решили выяснить, как оно было на самом деле.

Первые шаги

Дебют Марио пришелся на игру Donkey Kong, выпущенную в 1981 году для аркадных автоматов. В ней главный герой должен был спасти девушку из лап гигантской обезьяны, бросающейся в храбреца бесчисленными бочками. Рыцарь без страха и упрека был усат, носил красные комбинезон и кепку и всем походил на привычного нам Марио. Всем, кроме одного. Звали его тогда Jumpman, т.е. «попрыгунчик». Не ищите в этом какого-то особого скрытого смысла: авторы игры во главе с Сигэру Миямото, отцом многих золотоносных франшиз Nintendo, просто решили не заморачиваться с придумыванием имени для нового персонажа.

На волне успеха Donkey Kong было решено начать разработку оригинального проекта с набиравшим популярность героем. И вот тут сотрудники американского подразделения Nintendo решили, что Jumpman – это, конечно, хорошо, но персонажу все же нужно придумать нормальное человеческое имя. Таковым стало Марио, которое было позаимствовано у владельца помещения, где располагался американский офис Nintendo – Марио Сегале.

Вместе с именем изменилась и профессия. Если Jumpman был плотником (эту специальность он получил, поскольку действие Donkey Kong разворачивалось на стройке), то Марио превратился в водопроводчика. Что очень даже оправдано, если принять во внимание, как часто в играх про усатого итальянца попадаются гигантские зеленые трубы.

Похоже, Сигэру Миямото только что придумал еще одну игру про Марио – Mario Armwrestling

Мировое признание

По-настоящему знаменитым Марио стал в 1985 году после выхода Super Mario Bros., одного из главных хитов для приставки NES. Долгое время он удерживал рекорд по числу проданных копий среди немультиплатформенных игр – 40 миллионов экземпляров. Побить это достижение удалось лишь Wii Sports от все той же Nintendo (82,7 млн.).

Super Mario Bros. сумела снискать популярность и в нашей стране: в той или иной вариации она входила в состав почти всех сборников игр для аналога NES – «Денди». Правда, поскольку и эти картриджи, и сама «Денди» выпускались без какого бы то ни было разрешения со стороны Nintendo, вклад россиян в тиражный рекорд Super Mario Bros., увы, не учитывается.

Рассказывая про Super Mario Bros., нельзя не упомянуть композитора Кодзи Кондо, который написал мелодию, в то время официально именовавшуюся Ground Theme, но с тех пор превратившуюся чуть ли не в гимн Mario. Вообще, для Nintendo Кондо – личность почти столь же знаковая, как и Сигэру Миямото: именно он является автором саундтреков к большинству классических и современных нинтендовских серий.

Напоследок добавим, что в Super Mario Bros. состоялся дебют двух знаковых персонажей серии: злейшего врага Марио, Баузера, и принцессы Пич, которую наш герой будет спасать на протяжении бесчисленного множества игр (брат Марио, Луиджи, впервые засветился в игре Mario Bros. 1983 года выпуска).

Портрет героя

При создании первых игр про Марио постоянно давала о себе знать низкая производительность тогдашнего «железа», потому внешний вид героя во многом обусловлен особенностями платформы. Скажем, кепку ему выдали, чтобы не нужно было анимировать волосы, усы добавили для подчеркивания формы носа, а яркий комбинезон – чтобы сделать анимацию рук более заметной.

С 1995 года Марио начал разговаривать. Озвучивать усатого итальянца было доверено актеру Чарльзу Мартине, который блестяще справляется с этой ролью до сих пор. Причем не только с ней, но и с ролью Луиджи и еще нескольких персонажей из игр про Марио (в послужном списке Чарльза, кстати, значится и один из драконов Skyrim).
 

Ошибкa Nintendo

У каждого актера есть роли, о которых не принято вспоминать. Для Марио таким несмываемым позором стал Hotel Mario 1994 года – примитивный платформер, где водопроводчика почему-то заставляли закрывать бесчисленное количество дверей, а игроков между уровнями пугали психоделическими мультзаставками с Марио и Луиджи.

Своему появлению на свет этот кошмар обязан мягкосердечию тогдашней Nintendo. Какое-то время она обсуждала c Philips возможность создания особой модификации NES. Переговоры ни к чему не привели, поэтому голландцы были вынуждены делать собственную консоль, Philips CD-i. Однако Nintendo милостиво позволила разрабатывать для нее игры по нинтендовским лицензиям, что и привело к появлению на свет Hotel Mario. А заодно – не менее ужасных игр про Зельду с Линком. Этот опыт пошел Nintendo на пользу: она поняла, что нельзя мешать человеколюбие и бизнес, старательно зачерствила собственное сердце и перестала отдавать лицензии кому попало.

Кино-рекорд

Серии Mario удалось стать первой во многих областях, но есть одна «первость», которой Nintendo может одновременно и гордиться, и стыдиться: Super Mario Bros. стала первой в мире игрой, по которой сняли полнометражный фильм.

Одноименная картина вышла в прокат в 1993 году; главную роль в ней исполнил Боб Хоскинс, а Баузера, злейшего врага всех водопроводчиков, сыграл Деннис Хоппер. Экранизация не снискала ни признания критиков, ни любви публики, ни приличных кассовых сборов, а ее средняя оценка колеблется в районе 4 баллов из 10. С другой стороны, для фильмов по играм это почти норма, так что можно сказать, что и на сей раз продукт с именем Марио в названии задал стандарт для всего направления.
 

Не трубами едиными

Несмотря на не самую атлетичную комплекцию, за годы службы на благо Nintendo Марио успел попробовать силы во множестве видов спорта, от тенниса до футбола. Первой игрой на эту тему, в которой официально упоминалось имя нашего героя, стала вышедшая в 1991 году NES Open Tournament Golf, а наибольшую популярность снискала, естественно, гоночная серия Mario Kart.

Удалось итальянцу побывать и в роли отрицательного персонажа – в игре Donkey Kong Jr., где он держал в плену Данки Конга-старшего, которого пришлось спасать его сыну, Конгу-младшему. Кстати, главный злодей серии, Баузер, тоже пару раз переходил на чужую сторону баррикад: в ролевках Super Mario RPG и Mario&Luigi он выступал на стороне добра и помогал Марио спасать грибное королевство.

Текст: Павел ФИЛЮШКИН