Продолжаем раздавать награды. На очереди - RPG, JRPG, ужастики и файтинги.
Лучшая RPG - Divinity: Original Sin 2
Претенденты: Torment: Tides of Numenera, South Park: The Fractured But Whole
В конкурсе ролевой красоты на этот раз особенной конкуренции не получилось – слишком уж велик разрыв между лидером и группой догоняющих. Divinity: Original Sin 2, конечно, не без врожденного греха, но в сравнении с детскими болезнями и взрослыми пороками ближайших конкуренток ее незначительные грешки практически не влияют на карму.
Некоторая небрежность в развитии характеров главных персонажей и чуть более предсказуемый, чем всем нам хотелось бы, сюжет – вот и все, что можно вменить в вину нынешней победительнице. На другой чаше весов сказочное разнообразие игровых механик, унаследованное из первой части отзывчивое и хрупкое окружение, которое так приятно крушить, жечь, замораживать и далее по списку, плюс фирменная свобода действий в диапазоне от светских бесед до зуботычины. Последнее перевешивает в наших глазах что угодно. Все-таки специфика жанра в том, чтобы дать игроку поступать как он считает правильным, а не так, как правильно на самом деле. А по части свободы ошибаться и пробовать вновь Divinity просто божественна.
На этом фоне потуги Torment: Tides of Numenera соответствовать высочайшим стандартам Planscape: Torment (при том что денег и времени у команды было явно в разы меньше) смотрятся как попытка укусить себя за локоть в прыжке выше головы. Удручающая линейность основной сюжетной линии, странные для RPG ограничения в проявлении агрессии, невозможность обокрасть кого угодно, сделать пакость когда и кому захочется и много еще всяких «нельзя» оставляют ощущение незавершенности. Кажется, будто авторы в последний момент прикрывали фиговыми листками свой разработческий срам:
– Эй, а мы успели протестировать навыки этого NPC?
– Нет, у него даже инвентарь еще не прикручен!
– Придется тогда запретить его обкрадывать и удалить из допустимых действий нападение.
В принципе, если не обращать внимание на развешанные тут и там таблички «Осторожно, окрашено!», то играть можно. Но на кастинг лучшей ролевой игры года в таком виде, конечно, приходить нельзя.
Что же касается «Южного Парка», то он просто не удался. Просто не очень смешной и почти не провокационный. Местами, правда, довольно похабный, и это спасает его как Южный Парк, но не как ролевую игру. Не надо расстраиваться так тоже бывает: иногда шутки просто не «заходят» публике – никакой трагедии в этом нет. В какой-нибудь из следующих разов Мэтт и Трей отожгут как положено, и тогда мы с удовольствием отдадим им пальму первенства или золотой вантуз – на выбор. А пока просто почетный титул вице-RPG года. – Гнэл УНАНЯН
Лучшая JRPG - Persona 5
Претенденты: Battle Chasers: Nightwar, Xenoblade Chronicles 2
В конце девяностых – начале нулевых JRPG были практически мейнстримом, но к нашему времени превратились в сугубо нишевый продукт. Одни киты прошлого пытаются приспособиться, удешевляя и упрощая свои некогда популярные франшизы, – сериал Tales of... тому примером. Другие компании пытаются скрестить классические JRPG с жанрами, которые нынче на коне (тут достаточно вспомнить Square Enix с Final Fantasy). Ну а третьи продолжают делать ортодоксальные вещи, дорого и на совесть.
Ортодоксально, дорого и на совесть – это как раз про Persona 5: гигантскую, невероятно стильную, шикарно поставленную классическую JRPG с элементами визуальной новеллы, где приходится совмещать будни обыкновенного японского школьника с героическими походами в донжоны. Чтобы преуспеть и в том, и в другом, нужно быть не только противоестественным гибридом ботаника и качка, но и иметь хорошо подвешенный язык, ведь даже с монстрами тут можно договориться. Пара удачных ответов в диалоге – и вот уже чудовище, только что желавшее откусить герою голову, самоотверженно защищает его от других монстров – ну где еще такое увидишь?
Конечно, у Persona 5 тоже есть свои недостатки: например, излишняя многословность героев, наивная очевидность высказываемых мыслей или маниакальное желание разработчиков загонять игрока в рамки по поводу и без. Но это игре прощаешь, поскольку со временем она превращается в натуральную вторую жизнь, которую придется прожить до конца, прежде чем она «отпустит» и позволит вернуться в реальный мир.
Да и с конкурентами в этом году не густо. Игровое переложение популярного комикса Battle Chasers поначалу подкупает фирменной картинкой Джо Мадурэйры (помимо комиксов, известного по дилогии Darksiders) и захватывающей боевкой, но быстро выдыхается, утомляя примитивным сюжетом и необходимостью раз за разом гриндить одни и те же подземелья. Xenoblade Chronicles 2 же с восторгом открыла для себя худшие черты западных песочниц, испортив в целом хорошую игру ворохом однообразных, скучных побочных заданий в пустом мире.
В общем, Persona 5 свою награду получает более чем заслуженно, а учитывая то, что приличных японских ролевых игр, окромя сиквела Ni no Kuni, на горизонте что-то не предвидится, – как бы ей не стать лучшей JRPG пятилетки. – Сергей КОСИН
Лучший сурвайвал хоррор - The Evil Within 2
Претенденты: Resident Evil 7: Biohazard, Outlast 2
Если есть повод выделить в «лучших года» номинацию для хорроров – это уже хорошо. А если в ней есть, среди кого выбирать, – это вообще праздник какой-то. Конечно, каждый год выходят десятки малобюджетных ужастиков, но пугают они донельзя шаблонно: темень, маленькие мертвые девочки, выпрыгивающие прямо в камеру монстры; смешать по вкусу. Спинномозговую реакцию это, конечно, вызывает, но награждать тут совершенно не за что.
Однако хватит о грустном: в этом году у нас есть и номинация, и конкуренция. Начать стоит с Outlast 2, которую, на первый взгляд, стоило бы списать в утиль вместе с грошовыми пугалками. Действительно, львиную долю времени мы проводим, прячась в темноте от кровожадных колхозников, и на нас регулярно кто-то выпрыгивает по скрипту... но есть в ней задатки чего-то большего. Второе дно в повествовании, протагонист, глазам и ушам которого игрок не может верить до конца, неожиданные моменты вроде телефонной трубки, норовящей лизнуть прямо в ухо длинным влажным языком. Если очистить все это от разлагающихся трупов, сифилитиков и прочего низкопробного шок-контента, может получиться очень неплохо. Может быть, в Outlast 3.
Не смогли до конца выдержать марку и создатели Resident Evil 7. Ладно, простим ей повсеместную гниль, грязь и нечистоты – в конце концов, это даже не деревня на самообеспечении, как в Outlast, а полузаброшенный дом в дебрях Луизианы. Но когда на экране герою отпиливают руки-ноги, а потом спокойно прикрепляют обратно, когда отец семейства за обеденным столом отрезает сыну руку в наказание, а тот реагирует на это лишь с обидой и раздражением – мол, опять придется регенерировать – из хоррора игра превращается в какую-то черную (или даже чернушную) комедию. С другой стороны, в седьмой части в серию наконец-то вернулось чувство страха: на него работают и вид от первого лица, и неубиваемые обитатели дома, и новый сюжет, который в кои-то веки отошел от стандартной RE’шной байки про вечную борьбу суперменов-правоохранителей с суперзлодеями из «Амбреллы».
Но сильнее всех выступил The Evil Within 2. Он сходу говорит, что действие происходит в виртуальном мире, и это могло бы убить хоррорный аспект на корню, – но благодаря харизме главных злодеев ужас не только не исчезает, но даже усиливается. Ведь одно дело – преследовать маньяка-фотографа в реальном мире, и совсем другое – в виртуальном, которым он вертит, как велит его больная фантазия. Кроме того, виртуальность позволила разработчикам нарисовать совершенно фантасмагорические пейзажи: можно сколько угодно повторять себе, что это все понарошку, но когда ты бежишь по заснеженной пустыне под черной дырой, в которую потихоньку засасывает крошащуюся реальность, равнодушным оставаться невозможно. – Антон БОНДАРЕНКО
Лучший файтинг - Tekken 7 и Injustice 2
Претендент: Arms
Уходящий год выдался на удивление урожайным для любителей виртуальных единоборств, хотя и далеко не все из вышедших игр достойны считаться претендентами на звание лучшего файтинга. Например, недоразумение Marvel vs. Capcom Infinite мы отсекаем сразу. Здесь ужасно все, от внешнего вида персонажей до сюжета уровня «Мстители и герои видеоигр Capcom попали в миксер сценаристов». Мало хороших слов можно сказать и про обММОшненную раскоряку Absolver, где драки сделаны словно по лекалам 90-х.
Другое дело – Arms для Nintendo Switch. Играть в него весело и задорно, особенно размахивая зажатыми в кулаках джойконами, но и устаешь от такого «фитнеса» очень быстро. Так что забава подходит только для шумных компаний, где игроки все время меняются и имеют возможность отдохнуть после матча.
Всерьез на победу претендовали в этом году две игры, два достойных соперника, прямо как в спарринге. Первый – супергеройское мочилово Injustice 2 от авторов Mortal Kombat. Второй – Tekken 7, который после двухлетних мытарств на игровых автоматах, добрался не только до консолей, но и впервые в истории серии до ПК. Кто же победит в этом споре? Японское отточенное боевое мастерство или лихая удаль американских супергероев? Будем считать по очкам.
Первый раунд, сюжетный. Безусловно, он за Injustice 2. Недавний фильм «Лига справедливости» в 20 раз хуже и вдвое короче здешней кампании. В стане японца – сумбур, сумятица и сюжетное харакири. И, хотя Tekken 7 даже на нормальном уровне сложности предлагает неплохой челлендж, впереди пока американец.
Второй раунд, геймплейный. Здесь японский боец показывает все многообразие приемов, а также множественные различия между персонажами. Супергерои таким и близко похвастать не могут. И по итогам второго раунда счет у нас равный.
Третий раунд, соревновательный. Играть вдвоем весело и там, и там, но Tekken 7 все же активнее продвигается в ряды киберспортивных дисциплин. Глобальный турнир с денежными призами докатился даже до России. Зато в Injustice 2 полно онлайновых соревнований и прочих сетевых событий, а уж количество контента, связанного с дополнительными режимами, не поддается счету. Так что по итогу налицо явная ничья. И как тут определить лучшего? Выход один – выдать награду сразу двум играм. Причем в обоих случаях это будет полновесное золото! – Александр АРТЕМОВ