На этой неделе мы будем вспоминать игры, порадовавшие нас в ушедшем 2017 году, и определять, какие из них достойны звания лучших. А начнем мы с главных FPS, экшенов с видом от третьего лица, сетевых экшенов и "песочниц".
Лучший однопользовательский FPS - Wolfenstein II: The New Colossus
Конкуренты: Prey, Call of Duty: WWII
Жанр FPS в этом году не может похвастать обильным приплодом. Если не брать в расчет заведомо проходные релизы вроде Sniper Elite, речь можно вести только о трех играх: Wolfenstein II: The New Colossus, Prey и Call of Duty: WWII. В этом списке мог бы быть и Star Wars Battlefront 2, тем более что мы изрядно изголодались по хорошим кампаниям в сеттинге «Звездных войн», а среди разработчиков хватало талантливых людей, которые могли эту кампанию сделать, – но EA посчитала по-другому. EA решила, что однопользовательские игры нынче моветон, а игроки хотят чего-то, к чему можно возвращаться вновь и вновь. Онлайнового такого, понимаете? С лутбоксиками, обеспечивающими издателя непрерывным потоком прибыли. Поэтому разрекламированную сюжетную кампанию SWBF2, которая должна была заполнить тридцатилетнюю пропасть между VI и VII эпизодом киносаги, собирали из обрезков мультиплеера – ну, и результат получился соответствующий.
Но вернемся к нашей большой тройке. Call of Duty здесь – это такой стандарт жанра, ежегодный претендент, который может победить либо в эпоху великой засухи, либо когда очередная серия решается на дерзкий (и удачный) эксперимент. Но WWII если с чем и экспериментирует, так это с ретроградством – не только в плане сеттинга, но и в плане геймплея. Ушел лихой паркур, ушли гаджеты, ушла даже регенерация здоровья – извольте лечиться аптечками. А вот линейные уровни и жесткая заскриптованность действа никуда не ушли, они по-прежнему с нами. И когда ты вжимаешься в землю, нос боишься высунуть, чтобы не схлопотать порцию свинца, а рядом твой сержант стоит во весь рост и спокойно принимает на грудь обойму за обоймой – искусственность происходящего становится особенно отчетливой.
Prey выступила ощутимо лучше: открытые уровни плюс отличная атмосфера космической станции, которую захватывает нечто чужое. Настолько инопланетное, что понять его мотивы, логику, – да что там, даже до конца осознать суть происходящего – не представляется возможным. Сгубило же игру геймплейное однообразие: все инопланетяне по сути – комки черной слизи. Побольше, поменьше, гуманоидные или паукообразные – не столь важно; в любом случае через некоторое время начинаешь ощущать себя сантехником, пытающимся прочистить сточную трубу. Да и арсенал всю дорогу используешь один и тот же.
Что касается The New Colossus, то самым слабым ее местом является сюжет – он глуповат, затянут и фантастически прямолинеен. Зато в плане геймплея Wolfenstein II заслуживает искренней похвалы: мы сражаемся то на несущемся поезде, то в пентхаусе разрушенного небоскреба, то в здоровенном зале суда, – и каждая локация предполагает несколько тактик уничтожения присутствующих фашистов. Кроме того, авторы не забывают регулярно пополнять арсенал героя – новыми гаджетами и пушками мы обзаводимся до самого финала. Поэтому в категории «лучший FPS» Wolfenstein II опережает конкурентов с убедительным отрывом. – Антон БОНДАРЕНКО
Лучший экшен с видом от третьего лица - Nioh
Конкуренты: Hellblade: Senua`s Sacrifice, Nier: Automata
Как-то так получилось, что все достойные экшены с видом от третьего лица (не считая «оупенворлдов» – для них у нас отдельная наградная категория) в этом году можно отнести к поджанру слешеров, причем каждый из них хорош по-своему. Hellblade брала увлекательной психоделической историей, густейшей атмосферой скандинавского ужаса и суровой, потусторонней северной красотой. Nier, помимо панцу главной героини, привлекала неземными дизайнерскими решениями, когда первое прохождение оказывалось в лучшем случае третью всей игры, а последующие неожиданно начинались вообще за других героев. Кроме того, она могла похвастать завидной эклектикой, периодически превращая бодрый, но простоватый слешер то в залихватский сайд-скроллер, то в топ-даун шутер, а то и вообще в натуральный буллет-хелл.
На их фоне вынырнувшая из тринадцатилетнего производственного ада Nioh смотрелась как будто блекло, но только на первый взгляд. На второй же выяснялось, что под оберткой клона Dark Souls скрывается на удивление большое и разнообразное приключение. Team Ninja, кое-что смыслящая в создании слешеров (помимо бюстотрясного файтинга Dead or Alive, она работала и над хардкорнейшим Ninja Gaiden), собирала новую игру из по-настоящему добротных деталей. Тут и обилие разнообразного оружия, кардинально меняющего подход к бою. И тонны всевозможного лута: от грязных портянок и парадных самурайских фуфаек до невероятных шлемов с усами и элитной бижутерии. И хардкорная боевая система, быстро наказывающая недостаточно расторопных показательной поркой и отправкой к ближайшему костру... то есть, простите, алтарю.
Неплохой список достоинств для игры, сам выход которой был под большим вопросом, не правда ли? Недостатки, впрочем, тоже имелись: не помешал бы, например, более интересный дизайн уровней, – имеющиеся не то чтобы плохи, но скучноваты. Да и детали сюжета вместе с ключевыми персонажами выветриваются из головы сразу после выхода из игры. Но пусть даже у прочих номинантов истории миры и главные герои не в пример интереснее, – они не могут потягаться с детищем Team Ninja по части проработанности и глубины боевой системы. А они в слешерах все еще главные. – Сергей КОСИН
Лучший Sandbox - Assassin’s Creed Origins
Конкуренты: The Legend of Zelda: Breath of the Wild, Horizon Zero Dawn, Middle-earth Shadow of War, Ghost Recon Wildlands
Сегодня игры с открытым миром – один из самых популярных жанров для любителей ковать блокбастеры, не отходя от кассы. Поэтому и борьба за звание «самой-самой» в этом году по традиции получилась очень напряженной.
Меньше всего козырей оказалось у продолжения Shadow of Mordor. По большому счету, только один – фирменная система Nemesis, превращающая орков из безликих статистов в чумазых личностей, которые могут выступать как против игрока, так и заодно с ним. Конечно, разработчики обещали в сиквеле исправить все недостатки первой части, но воз и ныне в Мордоре.
Лучше выступила Ubisoft с новым Ghost Recon. Можно даже сказать, хорошо выступила. Почти на твердую четверку. Вроде и ругать Wildlands всерьез можно только за отсутствие толкового сюжета, но и хвалить-то тоже особо не за что.
Иное дело Horizon Zero Dawn. У нее-то сильных сторон оказалось побольше. И мир создали очень красивый, и боевую систему придумали неплохую, и историю интересную заготовили. Но вот беда, Horizon стала первой «песочницей» в послужном списке студии Guerrilla Games, а потому разработчики по неопытности перенесли в игру и все атавизмы современных сэндбоксов. И прежде всего, скучные и однообразные побочные задания. Да и с гриндом местами откровенно переборщили.
Долгое время в фаворитах у нас ходила новая The Legends of Zelda. У нее-то с козырями вообще проблем не наблюдается. Отправиться выполнять сюжетный квест, потом решить заглянуть в развалины по дороге, затем еще куда-нибудь и в итоге оказаться на другом конце карты от того места, куда ты направлялся, – тут проще простого. Да, в силу технических ограничений Switch, игра не могла похвастать передовой графикой, но даже из этой ситуации разработчики мастерски выкрутились, стилизовав картинку под акварель.
Ходить бы «Зельде» в победителях, но тут вышел новый Assassin’s Creed. Удивительное дело, мы уже забыли, что игры этой серии могут быть настолько красивыми и захватывающими. В Origins было переосмыслено и переработано почти все, что можно было переосмыслить переработать. И при этом авторы почти ни в чем не дали слабины. Ну, а про то, каким красивым и живым получился Древний Египет можно слагать не только песни, но и мифы с легендами. И даже наиграв десятки часов и давно перейдя ту черту, когда в прошлых играх вся второстепенная активность шла побоку и добивался лишь основной сюжетный квест, новый «Ассасин» продолжал впечатлять и удивлять. Результат, достойный лучшего сэндбокса года. – Александр ВАСНЕВ
Лучший сетевой экшен - PUBG
Конкуренты: Destiny 2, For Honor, Splatoon 2
Сетевые шутеры – тот раздел, где затишья не бывает в принципе. Продолжают громыхать хиты прошлых лет вроде Counter-Strike и Battlefield, Rainbow Six: Siege обзаводится очередным сезонным пропуском, – а им на смену уже спешит молодая поросль, надеясь завоевать свою группу преданных фанатов.
Хотя часть этой поросли назвать «молодой» можно только формально. Например, Destiny 2 – по большей части то же самое, что и первая часть, только с новым лутом и слегка перебалансированными классами (за что игре, кстати, изрядно досталось от покупателей). Делает это ее сильно хуже? Пожалуй, нет. Но в «лучших года» хочется видеть что-то посвежее.
Аналогичный расклад и со Splatoon 2: яркий шутер, необычная концепция, на удивление хороший геймплей: до прихода Nintendo никто и подумать не мог, что соревнование двух бригад маляров может быть настолько увлекательным. Но это откровение снизошло на публику еще в 2015, когда вышла первая часть для Wii U. Сиквел же – по сути, лишь дополненный и улучшенный порт на Switch. А номинации «лучший порт» у нас не предусмотрено.
Поэтому перейдем к проектам свежим и оригинальным, среди которых первым значится For Honor. К ее запуску Ubisoft удалось создать подобающий ажиотаж: незаезженная тема боев «викинги против рыцарей против самураев», агрессивный маркетинг, да и директор игры Джейсон Ванденберг на сцене Е3 рычал крайне убедительно – видно было, что он действительно верит в свой проект. А вот техническая сторона подкачала: из соображений экономии издатель решил не делать для игры выделенные сервера, а проводить матчи по системе peer-2-peer, со всеми вытекающими прелестями вроде лагов и дырявой защиты от читов. Плюс проблемы с балансом, плюс встроенный в игру донат – не то чтобы слишком жесткий, но впечатление от For Honor он явно не улучшал.
PUBG, напротив, стартовал очень скромно и без шумихи: издатель полагал, что 300 тысяч копий за первый год - вообще потолок надежд для этой игры. Тем не менее, уже в мае, всего за полтора месяца тираж PUBG перевалил за два миллиона. А уж онлайн игры и вовсе побил все рекорды: в начале декабря в PUBG играли три миллиона человек одновременно, что больше чем у GTA5, Counter-Strike и Dota 2 вместе взятых. И все это у шутера, который даже из «раннего доступа» не вышел.
Успех симулятора «Королевской битвы» заметили конкуренты и стали перенимать решения. Кто-то, вроде разработчиков Fortnite, скопировал все подчистую: сто человек, гигантская территория, рандомный спавн оружия и т.д. Другие, вроде Rockstar, подсмотрели лишь основной принцип, что доступная территория постоянно уменьшается, сгоняя еще живых игроков все ближе друг к другу.
Не исключено, что PUBG в итоге сожрут более зубастые конкуренты, которые сделают то же самое, но лучше, быстрее и красивее. Однако свое место в игровом пантеоне она заслужила, поскольку именно PUBG удалось оформить и популяризировать жанр «королевских битв». – Антон БОНДАРЕНКО