Третья часть нашего материала по лучшим играм года. Завтра – финал!
Лучшая тактика - Shadow Tactics: Blades of the Shogun
Конкуренты: Banner Saga 2, XCOM 2
Весь год XCOM 2 радовался браслетику «главный претендент на звание Лучшей тактики». Теребил его в когтистых лапках, показывал друзьям-инопланетянам, прикладывал к лысой голове, когда та уж слишком сильно начинала гудеть от латентных пси-энергий. В апреле, правда, на заветный артефакт покусилась вторая Banner Saga – но наш товарищ с крестом и комом шикнул так, что грозные северные воины попятились. Вспомнили, что у них жены. Дети. Красный стяг, испещренный клинописью с историей клана и мира. А еще караван, который, как известно, должен идти. И пошли они с ним, распевая протяжные северные песни. Может быть, третьей части повезет больше.
А XCOM 2 остался. Но уже у самого окна выдачи наград его встретили ниндзя. Они ведь хитрые, американскими инструкторами-коммандосами натасканные, в лобовую не идут, все больше действуют из засады. А в этом бою XCOM, который к сиквелу и сам вдруг вздумал обратиться к диверсионной тематике, проиграл вчистую. У него ведь вероятность попадания вместо точного расчета. Кривоватый стелс, где стекло разбивает один, а замечают весь отряд, где бы его члены ни находились. И доставшаяся в наследство от первой части пошаговая система, которая очень хотела стать реалтаймом, но так и не решилась – а потому замерла где-то посередине с неудобными двумя очками действия на ход.
У ниндзя же все по-восточному строго и по-военному четко. Реалтайм, поля зрения, радиусы слышимости. Не шуми, не попадайся на глаза, отвлекай внимание, подстраивай несчастные случаи – и можешь спокойно вырезать хоть всю базу. Ну а если плохой из тебя ниндзя – игра скажет ай-яй-яй вражеским ружейным залпом, но позволит попытаться спастись бегством, заныкаться в кустах и вернуться на пересдачу с учетом дополнительных патрулей. А можно и вовсе воспользоваться моментом – ведь не зря почтенный седовласый сопартиец носит с собой бомбы? Правильный маршрут, удобное место, выверенный бросок – и неумелый ниндзя оказывается избавлен от преследователей, а в защите базы появляется удобная брешь. К тому же, каждая вторая миссия подбрасывает дополнительные сложности и правила, к которым тоже нужно адаптироваться. Словом, именно по тактическим нюансам Shadow Tactics на голову превосходит своего ксенофобного коллегу, а потому и удостаивается чести обменять отнятый браслетик на заветный трофей. – Антон БОНДАРЕНКО
Лучшая RPG- Tyranny
Конкуренты: Final Fantasy XV
В белом плаще с кровавым подбоем, шаркающей кавалерийской походкой, ранним утром десятого числа месяца Мечей в зал церемонии награждения вошел тиран Кайрос. Или вошла – пол глубокоуважаемого лидера народов в официальных документах не сообщается. Поговаривают даже, что он (она, оно) – гермафродит. За глаза, конечно, и вдали от ушей государственных чиновников. А поскольку награждение у нас официальное, будем называть его/ее уважительно – по должности.
Тиранушка принял на себя бремя ролеплеенья в непростое время: еще немного, и трофей пришлось бы вручать Final Fantasy XV, а к названию номинации спешно дописывать «Жэ как Жапан». Не потому, разумеется, что японские RPG слишком плохи, просто уж слишком они японские: с бойз-бендом в роли главных героев, с мечами по два метра, с гриндом и опциональными боссами, схватки с которыми занимают час реального времени. И, разумеется, с сюжетом, закрученным настолько, что если через пару часов после пролога залезть на YouTube и посмотреть финальный ролик – в нем будет непонятно решительно все. Но все-таки мы решили пустить FF XV в зал славы RPG. Как минимум потому, что иначе и поболтать Тиранушке в ожидании церемонии было бы не с кем.
А поговорить она (он, оно) любит – о политике, о погоде, об истории и географии свежевыдуманного мира Терратуса. В беседах раскрываются личности. Слова ломают судьбы и меняют курс истории. Да что там – в Tyranny правильно сформулированное воззвание способно даже вызвать непогоду, спровоцировать землетрясение или попросту убить.
Понимая груз ответственности, сценаристы Obsidian накорпели многие сотни страниц высококлассного текста. А вот в боевой части студия схалтурила – здесь нет не то что «последнефентезийных» поединков с гигантскими боссами, но и нормальных сражений стенка на стенку. Даже Архонты – легендарные бойцы и лидеры армий – умирают скромно, быстро и почти без фанфар.
Между Тиранушкой и «Фантазией» возникло противостояние и в другой сфере: японский коллектив плюнул на заветы своей школы и выдал практически открытый мир, а Obsidian, напротив, от начала до конца гонит историю по сюжетным рельсам, словно в классических JRPG. Поэтому борьба между номинантами выдалась жаркая и неожиданно равная. Но победу, пусть и по очкам, мы решили присудить именно Tyranny: в эпоху бесконечных оупенворлдов и сэндбоксов качественное камерное приключение оказывается гораздо приятнее, как минимум на контрасте. – Антон БОНДАРЕНКО
Лучшая адвентюра - Danganronpa: Trigger Happy Havoc
Конкуренты: One Day in London, Sherlock Holmes: The Devil's Daughter, Obduction
Обычно адвентюры вертятся вокруг героя. Он молодец, он раскрывает невозможные дела, он выпутывается из смертельных передряг, и если у игры будет сиквел – наш орел опять будет в нем на первых ролях. Создатели же Danganronpa послали эти шаблоны к черту и обратились к традициям ужастиков-слешеров, то есть выстроили всю игру вокруг злодея.
Все остальные участники этой пьесы, включая протагониста, – ходячие архетипы: толстый гик, заносчивый отпрыск богатой семьи, глуповатая спортсменка, вспыльчивый байкер, донельзя ответственный староста и далее по списку. Все они – ученики престижной школы для особо одаренных, которые внезапно обнаружили, что в учебном заведении они остались в одиночестве, а все пути наружу наглухо запечатаны. Тут-то на сцену и выходит звезда Danganronpa – Монокума, черно-белый радиоуправляемый медведь, самозваный завуч школы, который всю игру будет нещадно троллить учеников и сладким голосом напоминать им, что на свободу выйти крайне легко – достаточно убить кого-то из одноклассников и убедительно свалить вину на другого.
Самая потрясающая черта Danganronpa – она умудряется сочетать противоположности. С одной стороны, ученикам невозможно не сочувствовать, тем более что со временем в них проявляются черты, превращающие их из наборов стереотипов в неповторимые личности. С другой – каждая новая выходка Монокумы не может не вызвать улыбки, даже когда ты знаешь, что из-за нее кому-то из полюбившихся персонажей скоро придет конец.
Сильна Danganronpa и детективной составляющей. Хотя запороть расследование очередного убийства, пропустив улику или сделав неверный вывод, игра не позволит, пройти ее методом тыка не получится – слишком много вариантов адвентюра предлагает в каждый ключевой момент. Приходится внимательно изучать имеющиеся доказательства, сопоставлять показания, а зачастую еще и напрягать собственную память – иногда понять, в какую сторону копать, помогает одно-единственное слово, неосторожно оброненное накануне преступления. То есть даже детективная часть у японской игры сильнее, чем у ближайшего конкурента, Sherlock Holmes, – а уж «мирные» сюжетные ветки и сравнивать нечего. – Антон БОНДАРЕНКО