Продолжаем награждение лучших игр 2016 года. На очереди следующие четыре номинации.
Лучший сэндбокс - Watch Dogs 2
Конкуренты: Far Cry Primal, Mafia 3
Дельных песочниц в 2016 году было небогато. Хотя начался он бодро: в конце февраля вышел Far Cry Primal – переложение идей сериала на первобытные рельсы, вполне достойное, хоть и не без традиционных для песочниц от Ubisoft недостатков. Однако после этого придирчивые граждане, не желающие просеивать мутный поток инди-выживалок и проектов в «Раннем доступе» Steam, могли повесить совочек и ведерко на гвоздь аж до самой осени.
А точнее – до ноября, поскольку вышедшая месяцем ранее Mafia 3, кажется, только из недостатков и состояла: вместо настоящего мафиози на главную роль взяли страшного негра, орудующего ножом с рвением Джейсона Вурхиза из «Пятница, 13-е». Вместо разнообразных миссий – монотонная мокруха пополам с размашистым хулиганством. Вместо оптимизации на PC – чудовищный кусок кода, до сих пор не работающий должным образом. Нашедшие в себе силы превозмочь первое впечатление потом хвалили музыку, управление автомобилем и неплохую стрельбу, однако не того мы ждали от продолжения любимой в народе серии.
В некотором роде это роднит «Мафию» с победителем в номинации – от Watch Dogs 2 тоже ждали не того, что получили, только со знаком плюс: вместо скучного, глючного и провального нечто про хипстеров-хакеров, вышла лучшая песочница года. Заменив натужную киберпанк-драму на комедию про борьбу вчерашних школьников с системой; выдав вместо дождливого Чикаго пестрый Сан-Франциско, заселенный разномастными фриками, и наполнив его занятными миссиями, Ubisoft вдохнула в сериал жизнь. Пусть похожую отчасти на GTA 5, отчасти на Saints Row, зато нескучную. Причем «не скучать» можно разными способами, поскольку задания, как правило, в средствах достижения целей не ограничивают: хочешь – врывайся через главный вход с гранатометом наперевес, не хочешь – хоронись по углам. А можешь вообще не совать носа на охраняемую территорию, проворачивая дела при помощи радиоуправляемых дронов и дистанционного взлома. Куда уж первобытному австралопитеку с каменным копьем или недалеко от него ушедшей тупой горе мышц с пулеметом до Маркуса с его гаджетами и кучей гиковатых друзей на подхвате. – Сергей КОСИН
Лучший стелс-экшен - Dishonored 2
Конкуренты: Hitman, Deus Ex: Mankind Divided
Противостояние главной троицы «стелсов» прошло совсем не так, как предполагалось в начале 2016 года. Mankind Divided, который казался самым сильным претендентом на трон, даже квалификацию прошел со скрипом: оптимизация подкачала, сюжет оборвался на полуслове, а геймплей остался на уровне Human Revolution (не считать же значительным нововведением то, что Дженсен теперь может запустить заряд взрывчатки не только из гранатомета, но и из собственного запястья?).
Hitman’у, напротив, прочили бесславье и позор: где это видано, делать эпизодический блокбастер? Но выбранный формат если и не пошел игре на пользу, то уж точно не навредил: каждый эпизод – читай, сэндбоксовая карта – получился у разработчиков масштабным, самобытным и интересным, с кучей нюансов и альтернативных путей прохождения. Плюс студия весь год развлекала игроков опциональными «эскалациями», предлагая новые цели и трудности на знакомых картах. Ну а к тому моменту, когда декорации успевали окончательно надоесть, как раз поспевал новый эпизод. В общем, главная причина, по которой Hitman не стал «стелсом года» – опять-таки вторичность: практически все, что Сорокседьмой творит в новой игре, он мог делать и в Hitman Absolution 2012 года; только теперь из коридорных уровней его выпустили почти что на оупенворлодовую свободу.
А вот создатели Dishonored 2 креативили от души. Новые декорации, новый протагонист, новый набор магических способностей – и это только крупные, заметные с первого взгляда нововведения. Но на ощущения от игры не меньше влияют и мелочи – например, то, что главный герой теперь активно комментирует происходящее, причем тон его комментариев напрямую зависит от методов игрока.
В первом Dishonored «плохой» финал – результат кровожадного прохождения – воспринимался как наказание, неожиданное и несправедливое: подумаешь, покрошил сотню-другую охранников по пути, в каждой игре ведь так делаем, так за что такой мрачный эпилог? В сиквеле же подобных вопросов не возникает: когда героиня то рычит, то шепчет что-то про предателей, перерезая очередную глотку – как-то не сомневаешься, что в исторические хроники она войдет как Эмили Кровавая. Так что приходится или смириться, или переходить на нелетальные методы работы с оппозицией. Или даже на стелс из серии «меня тут не было», благо Dishonored 2 позволяет проходить уровни как заблагорассудится.
В общем, отличная у Arkane получилась игра. На редкость многогранная. – Антон БОНДАРЕНКО
Лучшая стратегия - Total War: Warhammer
Конкуренты: Homeworld: Deserts of Kharak
Если бы вы только видели, как искренне, широко и с риском вывихнуть челюсть начинают улыбаться сотрудники Creative Assembly, когда речь заходит об успехах Total War: Warhammer. Сразу понимаешь, людям в этом году счастье привалило.
Сейчас, конечно, найдутся те, кто скажут, что эта игра была обречена на успех. С одной стороны, популярный сеттинг, с другой – известная серия, как же тут без успеха обойтись? Но если говорить начистоту, то, наверное, даже сами британцы сомневались: захотят ли любители исторических стратегий командовать орками и эльфами? Хватит ли у поклонников Warhammer терпения разобраться в тонкостях Total War?
Да и выбор сеттинга изначально не казался таким уж идеальным, ведь Fantasy Battles – тот еще орешек, разгрызть который удавалось разве что создателям тактических игр калибра Dark Omen. Игр отличных, никто не спорит, да только со стратегиями от Creative Assembly их вряд ли стоит сравнивать. И дело тут не только в намного более масштабных боях, а в необходимости приспособить механику Total War под вархаммеровские реалии. Прежде всего, это касалось режима глобальной карты: взять хотя бы кардинальные различия между расами, которые не позволяли сделать их более-менее одинаковыми на стратегическом уровне, как нации в историческом Total War. Каждой требовалась своя механика, которая бы при этом еще вписалась в баланс.
Вот и получается, что задним умом, конечно, крепки все, но Creative Assembly добилась успеха вовсе не потому, что он был предопределен, а благодаря вдумчивой и кропотливой работе. И победу в нашей номинации не умаляет даже тот факт, что достойных конкурентов на реалтаймово-стратегическом поле у Creative Assembly не нашлось. Homeworld: Deserts of Kharak при всем к ней уважении – из другой весовой категории. Это, скорее, конкурент «для галочки»: игрушка получилась в общем и целом достойной, и хоть как-то отметить ее хотелось. Что же касается вышедших в этом году глобальных стратегий, то мы решили выделить для них отдельную номинацию. Все-таки ни в одной из них тактический режим и близко не играет той роли, что в серии Total War. – Александр ВАСНЕВ
Лучшая глобальная стратегия - Civilization VI
Конкуренты: Stellaris, Polaris Sector
Так уж складывается в последние годы, что в полку 4X-стратегий прибывает больше количества, чем качества. Дерзкие новички все чаще бросают вызов ветеранам, но пока не могут повлиять на общий расклад сил в поджанре. Дело тут в специфике темы. Глобальные стратегии обычно становятся хорошими к третьей-четвертой части, да и то, если команда разработчиков остается прежней. Для создания подробной и сбалансированной игры требуется специфический навык, который не получишь, собирая шутеры или мобы.
Косвенным доказательством этому служит то, что больше всего хлопот Civilization VI доставили Stellaris от Paradox и Polaris Sector от авторов Remember Tomorrow. То есть стратегии от опытных, знающих толк в этом деле студий. Но первый конкурент сильно страдает от скучного мидгейма и практически полной неразличимости игровых рас: что разумные грибы, что птицы тут живут практически одинаково. Второй же получился игрой глубоко вторичной, по сути копирующей упомянутую Remember Tomorrow (да и недочетов в ней тоже немало, вроде почти не подающей признаков жизни дипломатии).
В Civilization VI на недостаток нововведений жаловаться не приходится, их там скорее перебор – настолько, что в последнем патче разработчики решили сделать шаг назад и отрубили несколько самых спорных. Но в целом новые механики явно пошли игре на пользу, что и стало залогом итоговой победы шестой «цивы».
Другой вопрос, стоит ли Firaxis с этим поздравлять, ведь в качестве претендента за звание «Игры года» Civilization VI не рассматривалась даже теоретически. Для серии, именуемой «матерью всех стратегий», – это однозначно неприемлемый результат. – Гнэл УНАНЯН