Редакция, 3 января 2016
Продолжаем награждение лучших игр 2015 года.

Лучшая гонка
DiRT Rally

Конкуренты: Project CARS, Forza Motorsport 6, Need for Speed


С «погонять» в 2015 году было не так, чтобы очень. У набравшего к шестой части промышленные обороты сериала ForzaMotorsport чувствуется конвейерная одышка, которую только усугубляют метания между желанием быть поближе к народу и оставаться при этом автосимулятором. В результате свежий выпуск не вызывает ровно никаких эмоций и на победителя в номинации не тянет совершенно. Как и новый, полуперезапущенный NeedForSpeed, которому не повредил бы еще годик в сборочном цеху: нелепый сюжет, мертвый мультиплеер, неинтересный, блеклый город – не такого возвращения серии мы ждали. На их фоне новичок ProjectCARS смотрелся явным фаворитом и вероятно стал бы победителем, не обскочи его на финишной прямой DiRTRally, чей релиз состоялся буквально за три недели до нового года.

 

Шведская деревня – она как русская, только шведская

Возвращение некогда флагманского ралли-сериала от Codemasters прошло по высшему разряду. Реалистичная физика, хорошее управление, симпатичная картинка плюс возможность покопаться под капотом любимого болида, после чего с ветерком пронестись по пыльным тропинкам Греции, сугробам Швеции, уэльской грязюке и прочим прекрасным местам. Во главе угла, к вящей радости фанатов, тут снова стоит классическое ралли: коварные спецучастки с чехардой дорожных покрытий, ночь, снег, дождь и безжалостный таймер, неумолимо отсчитывающий секунды, отделяющие ваше место от первого. Хотя для тех, кому вдруг захочется потолкаться боками, предусмотрена и такая возможность: ралли-кросс, в том числе и мультиплеерный, ждет своих чемпионов. В общем, всем хороша DiRTRally, не придраться. - Сергей КОСИН

Лучшая адвентюра
Until Dawn

Конкуренты: Broken Age, Armikrog, Life is Strange

С адвентюрами в этом году получилось неважно. Вторая половина BrokenAge вышла даже хуже первой; из пластилинового Armikrog не вылепился второй Neverhood, а LifeisStrange хоть и попыталась переквалифицироваться из подростковой драмы в детективную историю пополам с остросюжетным триллером, в итоге не взяла ни одну планку на достойном уровне. Независимая сцена тоже не родила ничего выдающегося; даже из «бродилок-смотрелок» запомнился разве что Sunset – чудовищный симулятор ленивой домработницы. Поэтому не удивительно, что победил в нашей номинации UntilDawn, пусть он совсем не похож на традиционный квест.

– Что? Опять «Принцесса в другой хижине»?

Сеттинг «фильма ужасов» как никакой другой подошел для интерактивного кино. И порядком задолбавшие QTE-упражнения «постучи по кнопке, чтобы не упасть» пришлись вполне ко двору – ведь тут по жанру положено, чтобы героиня постоянно спотыкалась и с трудом справлялась даже с простейшими действиями вроде «открыть/закрыть дверь». Тот же жанр диктует, что от подобных мелочей зависят жизни героев – и эта уязвимость только играет на руку ветвящейся истории, где каждое принятое решение становится весомым.

– А можно нам забрать деньги и выйти из игры?

Вдобавок создатели UntilDawn на редкость остроумно подошли к вопросу, как использовать встроенный в геймпад акселерометр. Пока другие разработчики заставляют девайс крутить, наклонять и чуть ли не бросать, Supermassive Games, напротив, хочет чтобы пользователь сохранял стоическое одеревенение, пока протагониста разыскивает очередное кровожадное нечто. В общем, UntilDawn представляет интерес и с точки зрений технологий, и как на редкость удачный симбиоз фильмов и игр, и просто как развлечение – а значит, звание «Лучшей адвентюры 2015 года» получает с полным правом. - Петр МАТАФОНОВ
 
Лучшая RPG
Fallout 4

Конкуренты: Pillars of Eternity, Shadowrun: Hong Kong

Судьба этой номинации повисла на волоске после того, как PillarsofEternity, которой давно прочили победу, на поверку оказалась лишь середнячком: придумать и новую вселенную, и крепкий сюжет, и сбалансированную боевую систему одновременно для Obsidian оказалось непосильной задачей. В результате и история получилась до неприличия линейной, и сеттинг отчетливо отдает D&D’шным Фейруном, а революционная механика и вовсе обернулась шаржем, где даже магу нужно качать мускулы – иначе никакого вреда его заклинания нанести не смогут.

Покупать на ужин живых раков было не лучшей идеей

Беда другого претендента на лавры – Shadowrun: HongKong, – напротив, в том, что он сюрпризов не преподнес вообще. Обрадовавшись успеху Shadowrun: Dragonfall, Harebrained Schemes решила скопировать его почти дословно; и хотя результат получился неплох, претендовать он может разве что на звание «Лучшего адд-она».

На подобном фоне ничего хорошего от Fallout 4 ждать уже не приходилось: Bethesda не умеет придумывать закрученные истории, встраивать сюжетные развилки и прописывать глубоких, разносторонних персонажей. А тут еще очередное сокращение ролевой системы, от которой в буквальном смысле остались одни перки. Однако на балансе это сказалось неожиданно хорошо: чтобы стать мастером на все руки, придется в буквальном смысле зачистить всю Пустошь. А потом дождаться респавна и вынести всех еще раз. И еще. При нормальном же прохождении опыта никак не хватит, чтобы прокачать и рукопашный бой, и стрелковые навыки, и крафт всего на свете, и стелс, и харизму, и все остальное, что так тянет попробовать.

Бар «У иссохшего скелета» особых барышей почему-то не приносил

Кроме того, хотя создать интригующую основную сюжетную линию Bethesda все еще не по плечу, она научилась мастерски рассказывать короткие истории. Вот полностью роботизированный торговый комплекс, обитатели которого слегка сошли с ума. Вот коттеджный поселок, который видел взлет и падение нескольких общин выживших. Вот ушлый предприниматель, повадившийся разбавлять консервы мясом гулей – и можно его не только пристрелить, но и потребовать взять нас в долю. Из таких мелких эпизодов постепенно и складывается игра, которую не стыдно назвать «RPG года», пусть даже отыгрывать здесь придется не спасителя мира, а простого странника, бредущего по Пустоши куда глаза глядят. - Антон БОНДАРЕНКО