К созданию Dishonored студия Arkane подошла с размахом: помимо глобальных вопросов вроде географии и политического устройства мира разработчики продумали такие причуды культуры, которые не то что на геймплей не влияют – даже упоминаются в игре мельком. Чтобы сходу понимать, о чем в Dishonored 2 беседуют стражи и почему иные люди со страхом ждут празднования местного Нового года, мы подготовили краткий справочник-путеводитель.
География
По меркам жителя Земли, с территориями в Dishonored дела обстоят крайне печально: весь известный мир сводится к пяти крупным островам да Пандуссийскому материку. Не исключено, что где-то на планете (а жители Dishonored прекрасно осведомлены, что их мир имеет форму шара) есть другие клочки суши, но добраться до них невозможно из-за постоянных штормов.
Кроме того, плавать за горизонт особо некому: первопроходческий пыл всевозможных авантюристов и естествоиспытателей сполна утоляет Пандуссия, которая по степени неприветливости к колонизаторам превосходит Австралию и Южную Америку вместе взятые: тут и болезни, и неизвестные животные, и агрессивные аборигены. Поэтому все попытки основать на материке постоянное поселение неизменно оканчивались провалом, да и обычные экспедиции отличаются необычайно высоким уровнем смертности.
Единственный очаг цивилизации в Dishonored – Империя, занимающая архипелаг к северо-западу от Пандуссии. Несмотря на географическую близость, ее острова сильно отличаются друг от друга. Самый южный из них, Серконос, – помесь Италии и Испании, славится теплым климатом, прекрасными курортами, обильными урожаями и общительным народом. Севернее находится Гристоль (в столице которого, Дануолле, и происходили события Dishonored) – самый близкий аналог Англии: промышленный центр Империи и остров, которому принадлежит самый могучий флот.
К северо-востоку от Гристоля расположен Морли – местная викингская Скандинавия, где климат холодный, люди крепкие, а друзья и враги – на всю жизнь. Наконец, на самом севере архипелага находится Тивия: суровый край с суровыми законами и трудовыми лагерями; здесь государственные дела вершат генеральные секретари, а среди городов есть Самара, Дабоква и Алексин. Местная Россия, одним словом.
Что касается пятого крупного острова, то он находится еще севернее Тивии, для жизни непригоден и ни для кого не представляет интереса.
Политические особенности
Единственная в мире Dishonored Империя сходу вызывает ассоциации с Великобританией, однако их политические системы очень далеки друг от друга. Хотя образовалась она после того, как Гристоль одержал победу в Войне четырех корон, разработчики раз за разом подчеркивают, что каждый из островов – самостоятельное государство, и тот же Серконос не является провинцией (или, тем паче, колонией) Гристоля. Нет здесь и личной унии, когда монарх формально является главой нескольких суверенных государств, но правит ими, как одним, – на каждом острове сохраняется своя династия правителей (например, морлейские короли и герцоги Серконоса) и собственные органы управления.
В принципе, по уровню централизации власти Империю стоило бы назвать Конфедерацией, поскольку император (или, как во времена первого и второго Dishonored, императрица) – это в первую очередь правитель Гристоля, а его власти на имперском уровне не хватает даже на то, чтобы приказать другим островам прийти на помощь Гристолю в трудное время. Тем не менее, уже сам статус «государства в составе Империи» раздражает ее членов, поэтому вооруженные мятежи и политические интриги с целью обрести полную независимость здесь – обычное дело.
Первые лица государства
В целом императорский двор в Dishonored соответствует викторианским стандартам: министры, советники, известные художники и ученые, представители знати и купечества, а также другая важная шушера. Однако имеется здесь и уникальная позиция императорского защитника, который по статусу куда выше простого телохранителя. В возрасте двенадцати лет будущий монарх выбирает себе компаньона, и с тех пор защитник до конца своей жизни становится правой рукой самодержца: он не только предотвращает покушения на жизнь императора, но и помогает решать государственные вопросы, сопровождает его при дворе и во время поездок, а при необходимости – выступает представителем на переговорах. Поэтому защитник, вне зависимости от своего происхождения, автоматически становится дворянином и именуется не иначе как лорд.
Традиционно защитниками императоров Гристоля становились уроженцы самого Гристоля, но Корво Аттано, протагонист первого Dishonored, стал исключением из правил. Корво родился на Серконосе в семье простолюдинов, рос на улицах и перебивался случайными заработками, пока в шестнадцать лет не выиграл турнир, главным призом которого была младшая офицерская должность в гвардии острова. За пару лет службы Аттано настолько отличился, что герцог Серконоса предложил услуги молодого офицера тогдашнему императору Островов, Ейхорну Колдуину, в качестве дипломатического подарка, – а вскоре девятнадцатилетний Корво официально стал лордом-защитником наследницы престола, юной Джессамин Колдуин.
В 22 года незамужняя Джессамин (к тому моменту уже ставшая императрицей – Ейхорн умер двумя годами ранее) родила дочь, Эмили. Сомнений в отцовстве ни у кого не было, поскольку императрица не держала в особом секрете свои отношения с Корво, но официально этот вопрос никогда не поднимался. Тем не менее, статус узаконенного бастарда не мог не сказаться на авторитете Эмили; к тому же девушка избрала лордом-защитником своего стареющего отца, так что попытка дворцового переворота стала лишь вопросом времени.
Религия
В отличие от политической сферы, в вопросах веры на Островах царит полное единодушие: единственной разрешенной религиозной организацией является Аббатство Обывателя. Поскольку мир Dishonored не назовешь дружелюбным (а местами он и вовсе напоминает заповедник имени Лавкрафта), у местных жителей нет концепции доброго, всепрощающего бога, или хотя бы бога карающего, мстящего злодеям за их прегрешения. Вместо этого Аббатство верит, что звезды и планеты были исторгнуты Бездной, лежащей в центре мироздания; теперь они несутся вокруг нее по спирали, неуклонно приближаясь к центру, и рано или поздно Бездна опять поглотит всю Вселенную. Поэтому астрономия занимает важное место в жизни Аббатства, а все церемонии непременно связываются с движением небесных тел.
Помимо неотвратимого конца света, Бездна представляет и куда более насущную угрозу – она является источником темных сил, желающих человечеству зла. Дурные мысли, навязчивые идеи, больные фантазии – лишь самые безобидные проявления губительного воздействия Бездны. Тем не менее, иные люди сами тянутся к ней – кто из чистого любопытства, кто от скуки, а кто и в надежде обрести магические силы.
Аббатство считает своим долгом оградить человечество от сверхъестественного. К решению этой задачи оно подходит комплексно: обыватели должны соблюдать Семь заповедей, предписывающих дисциплину и строгость к себе, а на любой случай душевных невзгод предусмотрены литании. Инквизиторы расследуют случаи применения магии и выискивает культистов, а уничтожает их боевое крыло Аббатства, не уступающее регулярной армии по качеству подготовки и вооружения (в арсенале организации есть даже «музыкальные шкатулки», нейтрализующие магию).
Важное место в иерархии Аббатства занимает Орден Оракулов. Если Смотрителями Аббатства могут стать только мужчины, то Оракулами – только женщины. Сестры ведут уединенный образ жизни в своих монастырях, однако оказывают непосредственное влияние на политику Аббатства, поскольку занимаются официальным толкованием пророчеств и предсказанием будущего, причем с завидной точностью. Впрочем, разработчики намекают, что причиной тому не особая эффективность гаданий в мире Dishonored, а хорошие познания оракулов в истории и гуманитарных науках, а также обширная шпионская сеть Ордена.
Промышленность
Индустриальная революция пришла в мир Dishonored после того, как ученый Эсмонд Роузбурроу изобрел способ перегонки китового жира в топливо – нестабильное, но крайне эффективное. На китовый жир завязана вся жизнь Империи: он приводит в движение станки, он служит источником энергии для транспорта, уличных фонарей и всевозможных охранных систем; даже в пистолетные патроны кладут не порох, а жир.
С ростом потребности в топливе совершенствуются и методы его получения: если поначалу левиафанов разделывали прямо на китобойных судах, то к началу событий Dishonored их уже живьем буксируют в порты и подключают к машинам, которые с помощью электричества стимулируют выработку ворвани.
Те же киты служат сырьем и для магических ритуалов: из их костей культисты вырезают руны и амулеты – те самые, что герои Dishonored собирают ради бонусов. Впрочем, и другие кости для этих целей прекрасно подходят – например, северяне успешно режут руны из моржовых клыков, а кое-кто из граждан Империи для своего рукоделия не брезгует и человеческими костями.
Летосчисление
Календарь Империи насчитывает тринадцать месяцев: Земли, Урожая, Сетей, Дождя, Ветра, Тьмы, Холодов, Льда, Очагов, Семян, Леса, Кланов и Песен. Чтобы не мучиться с високосными годами и прочими проблемами времясчисления, каждый месяц длится ровно 28 дней, а остаток года приходится на «праздник Фуги» – время, которого как бы и нет, поэтому за любое прегрешение в эти дни официальной кары не последует.
Большинство жителей Империи воспринимает этот праздник как повод предаться пьянству, обжорству и блуду, поэтому на Новый год улицы полны веселящимися горожанами и ряжеными. Однако есть и те, кто использует эти дни, чтобы безнаказанно свести старые счеты; поэтому наиболее влиятельные люди предпочитают переждать Фугу за закрытыми дверями или вообще уехать из города. Длится веселье, пока Аббатство не зафиксирует правильное положение звезд и не объявит о наступлении нового года, после чего с улиц убирают мусор и тела упившихся гуляк, а страна возвращается к нормальной жизни.
Космогония
Олицетворением Бездны является Чужак – не бог, не дьявол и даже не всемогущий проказник в стиле Локи, а просто наблюдатель. Он знает практически все, что творится в мире, но напрямую не вмешивается – в том числе потому, что отнюдь не всемогущ. Зато он способен общаться со смертными во снах или отметить кого-нибудь Печатью, дающей магические силы – хотя и этой возможностью Чужак пользуется редко: во время событий первого Dishonored в мире насчитывалось лишь восемь человек, носящих его знак.
Поскольку Бездна – это в первую очередь хаос, ее аватар тоже изменчив: на протяжении эпох Чужак представал и в образе слепых близнецов, и голема, и цепочки музыкальных нот; а порой Бездна и вовсе веками не имела аватара. Последние четыре тысячи лет Чужак имеет облик худощавого молодого человека с черными глазами; он родился обычным смертным, но культисты распознали в мальчике Избранного, провели ритуал, и он занял свое законное место в Бездне. Правда, им это не принесло ничего, кроме чувства выполненного долга перед мирозданием: Чужак не мстит, не наказывает и не поощряет; в основном он просто существует, как существует гравитация.
Тем не менее, стремление Аббатства всеми силами искоренить культ безднопоклонников вполне оправдано: хотя Чужак сам по себе не желает человечеству зла, мистические предметы и алтари в его честь имеют свойство постепенно сводить обычных людей с ума. А уж то, что творят культисты в надежде завоевать расположение Чужака, и вовсе вызывает отвращение даже у закоренелых бандитов.
Текущие проблемы
Главная злодейка Dishonored 2 – Делайла Копперспун, вздумавшая узурпировать императорский трон, – в оригинальном Dishonored вообще не фигурировала. Корво спасал свою дочь от предателей-дворян, устранял коррумпированных военных и алчных руководителей церкви – но, как показал адд-он Knife of Dunwall, до главной угрозы так и не докопался.
По происхождению Делайла – самая что ни на есть простолюдинка, дочь кухарки, работавшей в императорском дворце. Тем не менее, девочка умудрилась подружиться с будущей императрицей Джессамин Колдуин, с которой была почти ровесницей. Подруги были неразлучны, пока их не застукали за очередной проказой: вся вина автоматически легла на простолюдинку, Делайла получила несколько ударов кнутом и вместе с матерью была изгнана из замка.
История Делайлы вполне могла бы закончиться в какой-нибудь подворотне или борделе, если бы девочка не обладала незаурядным талантом к живописи, на который обратил внимание Антон Соколов – известный художник, ученый и придворный лекарь. Поэтому вскоре после изгнания Делайла стала его протеже и опять начала карабкаться по социальной лестнице.
На Делайлу обратил внимание и Чужак. Вместе с его Знаком девушка получила возможность влиять на людей при помощи написанных ею картин и даже общаться на расстоянии через свои статуи. Вскоре после этого Делайла покинула Дануолл и обосновалась в заброшенном поместье Бригмор: там она организовала собственный ведьмовской шабаш, набрав в него девушек самого разного происхождения и наделив их частью своих сил (ее Знак Чужака позволял и такое). Конечной целью Делайлы было проведение ритуала, который позволил бы ей вселиться в тело Эмили Колдуин, чтобы наконец получить власть над всей Империей – на которую, по мнению ведьмы, она имела полное право.
Ее планы сорвал Дауд – наемный убийца, также отмеченный Чужим. Именно он убил императрицу Джессамин Колдуин – но, глядя на то, как разваливается без нее страна, раскаялся и решил защитить хотя бы ее дочь. С подсказки Чужака он выследил Делайлу и хитростью заточил ее в Бездне, после чего вернулся в Дануолл, где спокойно ждал неминуемого визита Корво. Хотя в Dishonored игрок вправе как зарезать Дауда, так и простить его, по канону лорд-защитник помиловал убийцу, и тот покинул Гристоль в неизвестном направлении.