Сергей Карапетян – один из тех людей, жизнь которых кардинально изменило знакомство с World of Tanks. До – сотрудник питерского офиса компании «1С: Первый Бит», после – один из самых популярных танковых ютуберов, известный в Сети под ником Vspishka. Автор многочисленных роликов, бывший игрок команды Virtus.Pro и, пожалуй, самый востребованный на сегодняшний день комментатор турниров по World of Tanks. Настолько, что пообщаться мы смогли только во время перерыва между двумя чемпионатами.
«В последнее время поездить пришлось немало, – рассказывает Сергей. – Пожалуй, наибольшее впечатление на меня произвел недавно открытый парк «Патриот» в Кубинке (где на стыке апреля и мая компания Wargaming провела фестиваль «День танкиста» – прим. ред.). Хотел бы побывать там снова, но в уже более спокойной обстановке.
В свое время мне довелось посетить музей советской военной техники и автомобилей, который расположен в Верхней Пышме. Это чуть севернее Екатеринбурга. Отличная выставка, куда можно приехать с ребенком и сказать: «Смотри, дитятко, все это у нас когда-то выпускалось». Раньше я постоянно задавался вопросом, почему подобных мест нет в Санкт-Петербурге и Москве.
Навигатор игрового мира: Вы сейчас занимаетесь многими направлениями, так или иначе связанными с World of Tanks. Какое из них можно считать главным?
Сергей Карапетян: В первую очередь я бы назвал себя создателем обучающих видео и комментатором. Мне всегда хотелось играть со знающими людьми, но ведь многие в World of Tanks ранее не имели игрового опыта как такового. Мы сталкиваемся с аудиторией, которая при слове RPG задает вопрос: «Чего?» При слове «саппорт» у этих людей округляются глаза. Хороший пример – мой двоюродный брат, он взрослый человек, заходит в «танки» поразвлечься. Когда я смотрю на его выбор умений экипажа, то вижу – он вообще не понимает что делает. Поэтому многое приходится объяснять с азов: если взять средние танки, добавить к ним немножко тяжелых танков, еще немножко ПТ-САУ и легких танков с прикрытием арты, то получится синергия. В таком вот духе.
НИМ: Как игроки реагируют, когда видят в матче ваш ник?
С.К.: Кто-то ставит цель убить меня. Появляется какая-то личная мотивация. Если на другого игрока три человека не газанут, то на меня газанут. Но это тренирует. Люди против тебя мобилизуются, и тебе становится немного сложнее.
Что до реакции в чате, то почти в каждом бою со мной здороваются. Многие благодарят за видео. Впрочем, в последнее время чат у меня почти всегда отключен, чтобы была возможность сконцентрироваться на игре. Включаю я его обычно, чтобы в сердцах кому-то написать.
НИМ: Не банят?
С.К.: Нет, я очень аккуратно объясняю людям, что они не правы. В основном использую слова типа «ишак», «осел» – словом, названия животных, которые не особо резво передвигаются или не хотят этого делать. Раздражает, что люди ведут себя так, словно играют на корову, хотя коровы этой нет, если только это не киберспортивный матч.
НИМ: Какая ваша любимая ветка в «танках»?
С.К.: Первое время – советская арта. Потом мне стали нравиться быстрые машины. Bat.-Chatillon – французский средний танк 10 уровня, Patton – американский танк 9 уровня и MT-25 – легкий советский танк 6 уровня.
НИМ: Говорят, что в самом начале вашего знакомства с World of Tanks вы на какое-то время бросили игру прямо после первого боя. Было такое?
С.К.: Да, на ЗБТ в 2010 году. В то время я был очень соревнующийся игроком, мне хотелось рвать и метать. И вот захожу я в World of Tanks, выбираю советский танк первого уровня и иду в бой. Проезжаю 100 метров по карте «Малиновка», по открытому полю, и у меня убивают обоих членов экипажа. При этом у моего танка еще есть ХП, и я не понимаю что происходит. К слову, сейчас такая ситуация почти нереальна. И я подумал: «Да ну, к черту» и ушел. Но потом решил попробовать еще раз.
НИМ: История с обучающими видео началась после появления ролика по танку Т30, который вы сделали для конкурса, который проводила Wargaming. Почему решили принять в нем участие?
С.К.: Рассказываю, как все было. До того момента мы часто писали всякие видео с соклановцами. Просто игровые моменты, без всяких объяснений. И тут начинается конкурс с очень хорошими призами: за первое место полагалось столько голды, что можно было оплатить премиумный аккаунт на год. Работы нужно было выкладывать на форуме, и мне показалось, что очень важно оказаться на первой странице конкурсной темы. То есть надо было садиться и делать, а время было – два часа ночи. Но я сел и начал делать.
У этого ролика была новая на тот момент форма подачи. Конкурсное задание состояло в том, чтобы рассказать товарищу, который якобы сидит рядом с тобой, как ты играешь. Поэтому я решил начать с представления танка в ангаре. Какие у него слабые стороны, какие – сильные. Что он может, что – нет. А уже только потом отправился в бой. Сейчас подобную форму – вступление, бой, разбор итогов – используют практически все ютуберы.
НИМ: Как этот ролик оценили зрители?
С.К.: Недостатки никто не искал, хотя они были. Например, сейчас под мой комментарий из того видео даже я сам засыпаю, но тогда людям понравилось.
В тот момент игра была гораздо сложнее, поскольку в ней не было ряда функционала, который помогает принимать решения. Не было «лампочки» (значок, который показывается, когда ваш танк видит противник – прим. ред.), почти не было модов. Люди хотели научиться играть хорошо, но у многих не получалось.
После того ролика пошли запросы на новые видео. Я был очень сильно удивлен, когда на мой канал начали активно подписываться. Привязанный к YouTube почтовый ящик буквально разрывался от уведомлений. Я думал: «Боже, что происходит. Что им всем от меня надо?» Так что негатива не было. Было желание научиться играть, и именно это меня подвигло заняться производством роликов.
НИМ: И тогда же вы поняли, что тема с YouTube может, что называется, зайти?
С.К.: Нет, тогда меня это не волновало. Ролики я начал делать летом 2011-го, и только к концу года решил разобраться в функционале YouTube, чтобы проверить, все ли я знаю. До того докопался, что попал в бета-тест партнерской программы, которая позволяла сотрудничать с YouTube напрямую. Схема проста: ты делаешь контент, выкладываешь на канал, на нем откручивают рекламу, и ты получаешь за это деньги. В тот момент я подумал, что мне надо в эту схему вписаться, поскольку съемка роликов и монтаж стали отнимать все больше времени, и его надо как-то компенсировать. Хотя бы материально. Ну, а когда появился какой-то гигиенический минимум денег, я уволился со своей основной работы и переключился на YouTube.
НИМ: После такого перехода игра не стала восприниматься как работа?
С.К.: Сама World of Tanks денег мне не приносит. Деньги приносят ролики и исключительно за счет рекламы. Я люблю World of Tanks и хорошо отношусь к ее разработчикам. Уважаю их труд и ценю игру, которую они создали, поскольку благодаря ей я смог немного изменить свою жизнь.
НИМ: Разработчики советуются с авторами видео по механике и балансу?
С.К.: Если к работающим в Wargaming специалистам добавить авторов видео, то это получится толпа, которая никогда не придет к единому решению. Но в то же время мое мнение выслушивают. Если говорить в целом, то тут зависит от конкретного ютубера. Бывает, что человек начинает хейтить проект просто из-за того, что устал. Он переключается с игры на внутренние ощущения, а эти ощущения говорят ему: «Дружище, давай ты сейчас что-нибудь захейтишь, и к тебе аудитория прискачет». После этого с таким человеком разработчики вряд ли захотят общаться.
НИМ: У вас самого нет усталости от World of Tanks?
С.К.: В определенный момент я в World of Tanks переиграл. От «Танков» тоже нужно отдыхать. Тогда меня спас Skyrim. Потом был третий «Ведьмак».
Если кто-то постоянно играет в одно и то же, то мне страшно за такого человека. Пятьдесят лет условного «Сапера». Ты знаешь все про этот «Сапер», но общаться с тобой невозможно, потому что ты этот «Сапер» ненавидишь.
Многие авторы видео переключаться на другие игры так и не научились. Не научились расслабляться. Причина этого – бабки: все ютуберы постоянно думают о бабках. Я не против денег, я за идею, а идея страдает, если ты устаешь от проекта. Поэтому я посвятил часть времени World of Warships, Dota 2... У меня в «Доте» 2200 часов наиграно. Сейчас на нее смотреть не могу. Матч какой-нибудь запустишь, чат почитаешь и все... После этого вернуться в «Танки» – класс!
НИМ: У зрителей есть свои представления о жизни ютуберов, и эти представления зачастую не имеют ничего общего с реальностью. С какими мифами чаще всего приходится сталкиваться?
С.К.: Чаще всего приходится слышать, что я являюсь сотрудником Wargaming. Поводом для разговоров служит то, что меня часто приглашают комментировать турниры. Но тут все просто. Меня зовут, поскольку разработчики уверены, что я их не подведу.
Есть еще один миф. Когда выходит премиумная техника, я делаю про нее видео. И если она мне нравится, я так и говорю. Если нет – тоже. Но чаще нравится, поскольку я вижу в ней какую-то уникальность. Но есть те, кто думают, что их агитируют к покупке, и что мне за это платят.
НИМ: Дают процент от продаж?
С.К.: Если бы шел процент от продаж, я был бы богатейшим человеком, микроолигархом. (Смеется.) Надо понимать, что, если ты занимаешься производством роликов, то тебе важно попасть в тренд. Вышел танк, и все хотят о нем узнать. Делаешь видео, и всем хорошо. Если делать постфактум, когда технику выведут из продажи... Прикольно, но зачем? Каждой информации свое время.
НИМ: Когда состоялся ваш дебют в качестве комментатора?
С.К.: Это был один из финалов серии турниров TechLabs в 2011 году. Организаторам меня порекомендовала Wargaming. Там было несколько дисциплин, и «Танки» шли последними, поскольку привлекали наибольший интерес. Из-за разных накладок начало съехало с 18:00 на 20:00. Пока ждал своей очереди, конечно, поволновался. С тех пор мне довелось комментировать около сотни турниров. Сбился со счета, если честно.
НИМ: Забавные истории в эфире были?
С.К.: Бывают казусы с прочтением ника. Какого-то хитро написанного, с транслитерацией, которая на самом деле не является транслитерацией.
НИМ: Часто бывает так, что вы болеете за одну из команд?
С.К.: Когда комментировал матчи Virtus.Pro, за которую я сам в свое время выступал. Сейчас то же самое относится к их наследникам – Wombats on Tanks. Здесь тяжело c собой бороться, но работаю я на их матчах редко. А вот в региональных турнирах легко остаться беспристрастным.
НИМ: Как вам другие игры Wargaming? Почему World of Warships и World of Warplanes не смогли достичь планки World of Tanks?
С.К.: World of Warplanes – сложная тема. Если в танках два измерения, то в «Самолетах» есть еще высота, которая отрезает огромное количество аудитории. Разработка этой игры – на мой взгляд, поспешное решение.
Что до World of Warships, то она мне нравится. Но тут вот какое дело: аудитория «Танков» на 50% состоит из тех, кто раньше в игры не играл. Сказать им, бросай любимую женщину, World of Tanks, и иди к другой – тяжело. Люди вообще не всегда готовы осваивать что-то новое, особенно когда есть хорошее старое. Возможно, «Корабли» потому и не пользуются такой популярностью, как World of Tanks, что народ продолжает играть в «Танки».
НИМ: В крупных компаниях любят задавать вопрос: «Каким вы видите свое будущее через пять лет?» Каким видит его Сергей Карапетян?
С.К.: Уверенным. Все эти годы, потраченные на YouTube, делают меня уверенным. Дают понять, что ты можешь, если захочешь. Это с одной стороны. С другой, есть одна замечательная формула. Если ты к чему-то стремишься, надо (censored)