Пора, пора уже дедушке Дюку Ньюкему Навсегдатовичу уступить место короля долгостроев прекрасной Beyond Good and Evil 2. Сколько четвертый Дюк брел до релиза? Полтора десятилетия? У новой игры Мишеля Анселя есть все шансы перекрыть это достижение. Почти 14 лет мы ждем продолжения игры, закончившейся клифхенгером, и до сих пор датой релиза значится «when it’s done». А знаете, что самое плохое? Beyond Good and Evil 2 – это приквел.
Первая BG&E была игрой мечты Анселя, только вот мечта эта имела мало общего с получившимся результатом. Не должно было быть никакого деления на уровни, никаких рамок: вся планета в твоем распоряжении – иди/лети/плыви куда хочешь. И в космос не забывай наведываться. Амбиции пришлось унять, иначе та команда из 35 человек лепила бы первую часть до сих пор. В итоге разработчики были недовольны.
Чего нельзя было сказать о журналистах: высокие оценки сыпались как из рога изобилия. И тем не менее – коммерческий провал, зарубленные планы на трилогию и склады, заполненные нераспроданными дисками. В 2009-м последние их остатки разложили по пакетам с сырными палочками.
Что же стало причиной? Есть мнение, что виной тому выбранный художественный стиль: многие пропустили игру, посчитав, что это какой-то левый клон Зельды, рассчитанный на детей до 12 лет. Отчасти виновата и сама Ubisoft, которая стык-в-стык выпустила метивший в хиты Prince of Persia: Sands of Time – и это на фоне первой Call of Duty и GTA III. В итоге было продано около 2 миллионов «персидских принцев» и всего 200 тысяч копий Beyond Good and Evil.
Вместо запланированного сиквела Ансель отправляется делать игру по фильму «Кинг-Конг». И к делу он подходит со всем вниманием и рвением, больше всего его поражает небольшая студия спецэффектов (WETA Digital), основанная Питером Джексоном – та легкость, с которой грандиозные замыслы режиссера находят воплощение с помощью высоких технологий.
По ту сторону – раз
После Peter Jackson’s King Kong (2005) и сверхуспешной Rayman Raving Rabbids (2006) Ансель вместе с небольшой командой переключается на Beyond Good and Evil 2, в которой собирается уместить на игровом диске целую вселенную с планетами, городами и абсолютной свободой перемещения. Весной 2008 года Мишель уронил немаленькую бомбу в интервью, когда заявил, что работа над продолжением ведется полным ходом, но Ubisoft все еще не одобрила проект. В мае этого же года на выставке Ubidays демонстрируется двухминутный тизер с главными героями первой части – Пей’Джем и Джей, ждущими непонятно чего у сломавшегося автомобиля. Странно, что логотип Beyond Good and Evil 2 в ролике не появляется (и личико Джей прячут от камеры подальше). Тем не менее, в многополигональном хряке легко узнается именно Пей’Дж, а его перебинтованная лапа непрозрачно намекает на концовку первой части.
Довольно скоро становится понятно, что тогдашнее железо не способно потянуть игру мечты, и в 2009-м после нескольких прототипов Ансель, не желая делать клон Assassin’s Creed с Джейд в главной роли, возвращается к чертежной доске. Beyond Good and Evil 2 отходит на задний план. Вплоть до 2013 года продолжением занимается небольшая команда, она продолжает экспериментировать и создавать необходимый инструментарий с прицелом на светлое будущее. Официальные каналы так и говорят: в этом поколении на сиквел можете не рассчитывать.
По ту сторону – два
К 2014 году информация о разработке Beyond Good and Evil 2 превратилась в намеки и подмигивания, а в 2015-м всплывают слухи, что у Анселя случился серьезный разлад с Ubisoft, и он больше не заинтересован в Beyond Good and Evil. Уже год как он организовал собственную студию Wild Sheep Games и создает игру WiLD с, да-да, огромным открытым миром (и ездовыми медведями). Представитель Ubisoft поспешил заверить, что это не так, и что Ансель все еще в штате и возглавляет работы над несколькими «увлекательными» проектами.
Осенью 2016 года в инстаграме Анселя появляются несколько набросков, явно связанных с Beyond Good and Evil. Изображенный на одном из них милый поросенок заставил задуматься о том, что это, возможно, будет приквел и что перед нами юный Пей’Дж. И вот Е3. Пресс-конференция Ubisoft. Зал рукоплещет. Beyond Good and Evil 2 многие называют лучшей игрой выставки.
Впрочем, о какой игре может быть речь? То, что мы имеем на сегодняшний день – это даже меньше, чем в 2008-м, – красивый ролик с матерящейся обезьяной и все. Позже Ансель показал журналистам плод долгих трудов его команды – движок, работающий с огромными бесшовными пространствами. Можно взять и отдалить камеру от обезьяны, жующей банан на поверхности планеты, до обшивки корабля на орбите. «Только посмотрите на размер этой статуи слона! В ней 700 метров!» – с восторгом говорит Ансель и продолжает рассказ о том, что закаты и рассветы на планете самые настоящие, что это все от вращения небесных тел. И в этот момент закрадываются подозрения, что маэстро совсем помешался на идее межпланетных путешествий.
По геймплею неизвестно ничего, кроме того, что играть мы будем за собственноручно созданного аватара, и что нам предстоит заделаться самым крутым пиратом в галактике. И эта галактика будет общей игровой площадкой, где у каждого будет свой корабль, подобранная команда и уникальный экспириенс от прохождения, которым можно поделиться в кооперативе: ты за рулем, твоя обезьянка на пассажирском и «бэнг, бэнг, мазафакерс». Процитируем Анселя: «Это как GTA, но в космосе!»
После всего этого возникает опасение, что разработчики уже потеряли связь с Землей и быстро уносятся по направлению к солнцу. Это заметили даже в Ubisoft и потому запустили сайт Space Monkey Program, где собирают замечания и пожелания, проводят неглубокое прощупывание аудитории из разряда: «какая из представленных картинок вам нравится больше?» Большинству нравится все, оно в экстазе только от того, что BG&E2 официально подтверждена.