Только у нас! Фантастическое представление! Впервые на арене! Аскольд Запашный рассказывает, как играл в Counter-Strike с монгольскими киберспортсменами, проходил Diablo 3, побаивался DOOM и создал шоу на основе компьютерной игры.
Навигатор игрового мира: Аскольд, признавайся, когда и при каких обстоятельствах ты отвлекся от дрессировки тигров на компьютерные игры?
Аскольд Запашный: Моим первым компьютером был Atari 800XL. Для того времени это было вообще за гранью возможного. Папа, несмотря на непростое финансовое положение, нашел деньги, пошел на аукцион в городе Рига и купил мне компьютер. Он выглядел буквально как большая клавиатура, и на нем можно было не только играть, но и изучать «бейсик» – чем я, собственно говоря, и занялся.
НИМ: Можешь вспомнить, какой была первая игра?
А.З.: Конечно могу. Я могу очень много игр вспомнить, потому что это был и River Raid, это была Karateka, это был Preliminary Monty 16k. Очень хорошо помню все, что связано с этим. Были гонки F1, был Bruce Lee – первая моя игра с каким-то осознанным финалом, то есть где была какая-то конкретная цель.
НИМ: Какой это был год?
А.З.: 89-й или 90-й. А года через три в Китае я уже сам отправился покупать себе РС и узнал, что монитор – отдельное устройство, потому что ATARI 800XL подключался банально к телевизору. Поэтому, когда я пришел выбирать компьютер, то по старой памяти стал рассматривать клавиатуры. Долго ходил по магазину, в итоге китайский продавец у меня спросил: «Здорово, что ты такое большое внимание уделяешь клавиатурам. А будешь ли покупать сам компьютер?» Тогда я понял, что делаю что-то не то, но внешне не показал виду, потому что боялся, что меня просто надурят. У китайцев вообще такое отношение к покупателям: если сумел обхитрить, – значит, он мудр. Ну а европейца втридорога обмануть – вообще святое, и я старался выглядеть очень таким знающим человеком, хотя не знал ничего. В итоге мне собрали компьютер, все работало через DOS, и первой игрой на этом РС был DOOM.
НИМ: Ты же как-то рассказывал, что боялся играть в DOOM...
А.З.: Когда я начал, мне было просто жутко страшно, и в то же время я был в каком-то оргазмическом состоянии, потому что такого никогда раньше не видел. На тех уровнях, когда монстры, все эти импы из темноты выбегали, я так боялся – просто ужас. Конечно, сейчас вспоминать это очень смешно.
НИМ: Можешь назвать игру, которая стала для тебя символом двухтысячных?
А.З.:Counter-Strike. Мы всем коллективом играли. В Монголии у нас вообще культ был: приходили в клубы и гоняли с монгольскими командами. У нас роли были распределены: девочки прикрывали, кто-то сидел кемперил, и все научились играть очень неплохо.
НИМ: А в конце нулевых пересел с компьютеров на консоли?
А.З.: Никогда не понимал этих споров, мне кажется, что консоль – это консоль, персональный компьютер – это персональный компьютер. Это разные вещи. Без клавиатуры и мыши в качестве интерфейса играть на консолях в стратегии невыносимо. Точно так же как невыносимо играть в шутеры от первого лица на геймпаде. У меня сейчас есть новый Wolfenstein, и он меня просто раздражает. Я не могу, когда за меня доводится прицел, когда лишь бы куда-то в корпус приблизительно попасть.
НИМ: К слову о шутерах, мы как раз привезли коллекционную версию Far Cry 4. Принимай в подарок от «Навигатора», ну и Ubisoft с «СофтКлабом» помогли.
А.З.: Да ладно! Спасибо!
НИМ: Не боишься, что там нужно будет слонов убивать?
А.З.: Ну я вообще из здравомыслящих людей. Так же, как нет в видеоиграх ощущения, что убиваешь реального человека, так же я не буду думать, что стреляю в животное. Никогда не понимал, зачем политизируют игровой процесс до того, чтобы запугивать общество. Мол, дети, стреляющие по людям в игре, абсолютно спокойно сделают то же в реальности. Так можно и пейнтбол запретить, потому что ты учишься стрелять в человека.
Надеюсь, те люди, которые не играют в игры, тоже когда-нибудь это поймут. Еще есть активисты, которые пытаются спекулировать на этой теме, найти какой-то резонансный случай, чтобы сказать: «Ага, мы же говорили!». В общем, выплеск такой энергии в играх, как мне представляется, наоборот успокаивает человека.
НИМ: Какие игры тебя больше привлекают, с открытым миром, как Far Cry, или сюжетно-ориентированные?
А.З.: Нравятся, конечно же, игры с открытым миром, но невозможно сделать такую игру, в которой не будет какого-то мотива двигаться туда, куда захотели направить тебя разработчики. То есть это все равно имитация свободы действий, потому что если бы была абсолютная свобода, то было бы очень скучно, и игрок бродил бы без повода.
Но при том, что мне это очень нравится, есть один негативный момент именно для человека моего возраста, моей занятости. Я установил недавно Watch_Dogs на Xbox One и прошел процентов 30. Не могу я столько времени посвящать этим играм, потому что на них ну очень много часов требуется.
НИМ: Было сюрпризом, когда мы пришли делать интервью и увидели в твоей гримерке фигуру Diablo.
А.З.: Я просто закоренелый фанат Blizzard и c самого первого «Варкрафта» играю практически во все их проекты. И когда выходил Diablo 3 – меня так ломало, я понимал, что у меня нет времени, и чем это все закончится, и какой будет процесс. Ну и не мог пропустить, потому что это легенда просто-напросто. Я знал, что не смогу играть так, как раньше, прокачивая сначала один уровень, потом на следующем уровне прокачивать и так далее, и так далее, то есть там до какого-то хардкора доходя. В итоге Diablo 3 RoS я прошел, но делал это в какое-то ультрасвободное время вместо сна.
НИМ: «Ультрасвободное» – это вместо сна?
А.З.: Ну да, потому что уже просто нет окна в жизни под такие масштабные игры. Хотя тот же Reaper of Souls – он не такой длинный на самом деле, но все равно требует времени, потому что удовольствие от игры можно получить, только смакуя ее, хорошо прокачивая персонажа, выбирая броню, меч какой-нибудь, магию, пробуя варианты, то есть – в этом кайф игры, а не в том, чтобы просто пройти до конца, убить там главного злодея и все.
НИМ: Какие классы, за кого играл-то?
А.З.: В Diablo 2 – за варвара и паладина. А в третьей части – за этого, который с арбалетами... У меня хороший друг в коллективе, который тоже безумный поклонник игр. Еще до релиза Diablo 3 он бегал вокруг со словами: «Аскольд, ты знаешь, скоро!» А я отвечал: «Да знаю я, знаю, успокойся уже». И когда Diablo 3 вышел, игроков немножко разочаровала попытка коммерциализировать продажу вещей. А Reaper of Souls он тоже сразу купил, ко мне прибежал и сказал: «Теперь все исправили. Вот теперь все круто!». И он начал ходить за другого персонажа, за нового, но я не стал, у меня времени не хватит. Доиграл за своего демон хантера.
НИМ: Производственный вопрос про журналы. Можешь ли вспомнить, когда познакомился с «Навигатором»?
А.З.: Знаешь, я думаю, с самого первого номера читал ваш журнал. Если честно, у меня были все... Не знаю, стоит ли называть конкурентов ваших?
НИМ: Давай. Все равно почти все умерли.
А.З.: По-моему, первой появилась «Страна Игр», если не ошибаюсь…
НИМ: Светлая ей память...
А.З.: А потом, после «Страны», появился «Навигатор игрового мира», а затем уже «Игромания». И у меня были просто ящики этих журналов. Я помню, когда был первый кризис, и резко ухудшилась бумага, тогда были извинения редакторов на первых страницах, которые говорили: «Друзья, давайте переживем это как-то. Для того чтобы мы выжили, чтобы могли дальше посвящать вас в это, нам пришлось пойти на такое ухудшение качества». И я это поддерживал, мне казалась – это тоже большая моя семья, потому что я был, есть и таким остаюсь – настоящим преданным геймером. Я просто обожаю эту индустрию и этот сегмент развлечений и не чувствую себя седеющим мужиком, которому уже нельзя играть. Мне кажется, что новые игры гораздо в меньшей степени рассчитаны на детскую аудиторию. Если брать серьезные блокбастеры, то они вообще все, наверное, 18+, потому что везде есть и язык «крепкий», и «violence». То есть все-таки для взрослых, поэтому я себя чувствую абсолютно уютно и продолжаю гонять с удовольствием.
НИМ: Чуть подробнее про шоу SиSтема.
А.З.: «SиSтема» – новый проект нашего цирка, достаточно амбициозная история, как и все, впрочем, наши истории. Выступать будем на спортивной арене Лужников, вмещающей 6 тысяч зрителей. Соответственно, это уже шоу не цирковое, а прямо такое масштабное зрелище. Стилистикой проекта на этот раз выбрали виртуальный мир. Все, что случится на площадке, фактически будет происходить по ту сторону компьютерного монитора. По эту сторону будет сидеть мальчишка, который запускает новую игру под названием «SиSтема», обладающую искусственным интеллектом и, в общем, на этом строится вся интрига сюжета.
НИМ: А что за игра-то? Онлайновая, с микротранзакциями?
А.З.: А главное – сколько у парня будет биткоинов? (смеется) Интерфейс игры – некий девайс, который считывает импульсы головного мозга, то есть это ближайшее будущее компьютерной индустрии, и герой таким образом взаимодействует с самой игрой. Взаимодействие оказывается двухсторонним, потому что появляется другой персонаж, который фактически зашит в саму игру, и он пытается с этим человеком общаться.
НИМ: А тигры там прямо антивирусы-антивирусы такие?
А.З.: Есть зараженные персонажи, с которыми по сюжету геймеру приходится бороться, то есть он создает виртуальных героев и, управляя ими, отстреливается, отбивается от этих вирусов. Строится некая сетка типа файрвола, и там символизм присутствует такой, что этих тигров выпускают как защиту от вирусов.
НИМ: Есть уже наметки, во что планируешь играть, когда новогодние гастроли закончатся?
А.З.: Ждал Alien: Isolation, сейчас уже вышла, но пока не имел возможности посмотреть. Ну и буду, конечно, ждать эту, от Blizzard... Как называется, которая вместо Team Fortress будет?
НИМ: Overwatch?
А.З.:Overwatch, да. Я обязательно буду ее ждать.
Интервью подготовил: Константин ПОДСТРЕШНЫЙ