Казалось бы, Пылающий легион, занявший роль полюса зла в одноименном дополнении, не нуждается в особых сюжетных пояснениях. Воинство вечно голодных демонов, оставляющее за собой выжженные миры, – что может быть более однозначным злом? Однако интересны эти нехорошие ребята не только тем, что, скажем, используют гигантских боевых роботов, работающих на энергии терзаемых душ. Но и тем, что развитие их образа шло рука об руку с эволюцией всего сеттинга, причем теснее, чем даже история орков и людей. Сегодня мы расскажем вам об этом пути длиной в двадцать два года, попутно напомнив об основном раскладе сил во вселенной «Варкрафта».
Легион и Орда
Краснокожие рогачи из Преисподней появились в Warcraft с самой первой игры серии – именно их призывали на поле боя орочьи чернокнижники. Не обошлось без демонического влияния и в истории мага Медива, открывшего Темный портал из Азерота в пустынный Дренор, мир орков. Вторая часть окончательно прописала демонов на роль покровителей тогдашней Орды, несущих ответственность за большинство злодеяний зеленокожего народа, включая геноцид дренеев (на тот момент не имевших ничего общего с привычной по World of Warcraft расой).
Именно там дебютировал Кил'джеден, покровитель верховного орочьего чернокнижника Гул'дана, а также Саргерас, в ту пору еще бывший просто еще одним демоническим лордом, к тому же немножко покойным. В игре он не появился, но роль в сюжете сыграл: именно открытие гробницы Саргераса Гул'даном поставило точку в карьере старого чернокнижника (беднягу разорвали им же выпущенные на волю демоны). А адд-он в подробностях описал злоключения Нер'зула – учителя Гул'дана и первого орка, установившего контакт с демонами, который позже решил, что ему с адскими владыками не по пути.
Впоследствии, уже в эпоху World of Warcraft, сюжет первых двух стратегий был дополнен в книжной тетралогии (Rise of the Horde, The Last Guardian, Tides of Darkness и Beyond the Dark Portal), но значимых изменений не претерпел – разве что орков за вычетом Гул'дана хорошенько отбелили (дескать, невиноватые они, это все испитие демонической крови нехорошие мысли внушает) да прописали связь зеленого цвета шкуры с энергией скверны – изначально орки были коричневокожими. Забегая вперед – скверна (Fel), будучи по сути усиленной версией обычной магии (которая называется здесь «тайной», Arcane), вытягивает жизненные силы из окружающих (и владельца, если тот будет неосторожен) и вообще всего живого, порой – с последствиями, не уступающими ядерному апокалипсису. Неудивительно, что в сообществах приличных магов она под строгим запретом, а у демонов, напротив, используется повсеместно. В недавнем фильме «Варкрафт» противостояние обычной магии и скверны было как раз показано весьма неплохо. Как и, в общем-то, вся история первой войны орков и людей, за вычетом того факта, что хэппи-энд в первоисточнике полагался только Орде – в финале орки уничтожили Штормград.
Революция остроухих
К третьей серии стало понятно, что сеттингу пора делать шаг вперед, а вселенной – обзаводиться полноценной историей на десяток тысяч лет. Ознакомление с кратким содержанием легенд Азерота в мануале Warcraft III стало для многих игроков настоящим шоком. Конфликт орков и людей потерялся на фоне эпических событий вроде сотворения мира Титанами, заточения первородных богов или Войны древних – первого конфликта ночных эльфов и демонов, из которого растут корни едва ли не половины сюжетных линий «Легиона».
И без того подробно описанная в мануале Война позже удостоилась книжной трилогии War of the Ancients, так что о тех событиях известно много. В центре этого сюжета лежала история Иллидана Ярость Бури – молодого эльфийского мага, возглавившего совместно со своим братом Малфурионом и его возлюбленной Тирандой (к которой сам Иллидан питал чувства) сопротивление демоническим захватчикам, вторгшимся в Азерот ради поглощения энергии Колодца вечности. Пикантности ситуации добавляло то, что именно тут был прописан один из краеугольных камней сеттинга. Магия опасна, поскольку: а) вызывает привыкание и б) неизбежно привлекает демонов; так что Иллидану пришлось фактически наступить на горло собственной песне ради спасения мира (при этом он успел стать двойным агентом, предав сперва брата, а затем и Легион). Для полноты картины на стороне демонов в Войне древних выступала эльфийская знать, в том числе королева Ашара (ныне властвующая над нагами в подводном мире) и придворный маг Ксавий (будущий предводитель сатиров, которого сегодня все желающие могут встретить в рейде Emerald Nightmare). Чтобы получить представление о нравах и быте благородных эльфов, достаточно прогуляться до Сурамара в современном World of Warcraft – сюжетная линия этого города во многом повторяет Войну древних.
В финале истории Колодец взорвался магической хиросимой, закрыв демонам путь в Азерот. Но и сам окружающий мир понес немалый ущерб – именно в том катаклизме континенты обрели привычный ныне вид. Научившись на своих ошибках, большинство ночных эльфов вернулось к единению с природой, но были среди них и те, кто не собирался расставаться с магией, благо Иллидан успел унести на память флягу магической воды из Колодца. Ничем хорошим новый гражданский конфликт не кончился – эльфийские маги были изгнаны на восток (и именно от них пошли розовокожие высшие эльфы, позже превратившиеся в эльфов крови), а Иллидан получил пожизненный (т.е. вечный, с учетом эльфийского бессмертия) срок под надзором тюремщицы Мэв, сестры одного из героев Войны древних.
Война зла и зла
Именно в Warcraft III демоны были окончательно прописаны в виде организованной армии – Пылающего легиона, – а их властелин Саргерас оказался ни много ни мало падшим Титаном, этаким Люцифером, одержимым идеей разрушения миров, которые создали его бывшие собратья. Потерпев поражение в Войне древних спустя несколько тысяч лет, он попробовал вторично вторгнуться в Азерот – и был побежден Эгвинн, матерью Медива. Тело Саргераса было похоронено в уже известной Гробнице, но дух падшего Титана вселился в Эгвинн и воплотился в ее сыне. Отсюда и проистекает весь сюжет с призывом орков в Азерот.
В отсутствие Саргераса власть в Легионе поделили два сильнейших лорда расы эредаров (внимание, в их лице на сцене появляются уже вполне привычные дренеи – правда, огромного роста и очень злые) – Кил'джеден и Архимонд. Их планы по использованию Орды провалились, и они решают выставить в качестве авангарда Легиона более послушную и эффективную силу – Плеть, армию нежити под командованием Нер'зула, наказанного за своеволие и заточенного в огромном кристалле льда.
Дальнейшие события, которым и посвящен Warcraft III с адд-оном, известны всем. Людской принц Артас, свернув под дурным влиянием Нер'зула на темную дорожку, разрушает северные королевства и открывает путь демонам в Азерот. Люди, орки и ночные эльфы объединяются против общего врага. Лорд Архимонд погибает, Легион остановлен. Иллидан освобожден, становится полудемоном и агентом Кил'джедена, который отправляет его уничтожить Нер'зула, вторично предавшего своих хозяев и ныне руками Артаса прокладывающего себе путь к свободе (а в перспективе – и мести демонам силами их же собственного творения, нежити; ныне эта линия воплощена в кампании рыцарей смерти в «Легионе»). Поединок Иллидана и Артаса у подножия Ледяного трона завершает, пожалуй, самую зрелищную и эпичную часть варкрафтовской истории, которая оставила достаточно материала на 12 лет дальнейшего развития сюжета.
На просторах Дренора
В оригинальном World of Warcraft демоны не играли значимой роли, уступив место главных злодеев владыкам нежити (Королю-личу и присным), Древним богам (ктулхообразным тварям, некогда заточенным Титанами в глубинах Азерота) и черным драконам (чей патриарх Смертокрыл, впрочем, появился в игре только шесть лет спустя). А вот адд-он The Burning Crusade вновь возвел их на позицию основных врагов, благо сражаться в песках разрушенного Дренора нам пришлось с армиями Иллидана, а по возвращении в Азерот – со слугами Кил'джедена, изгнанием которого из Азерота и завершился сюжет. Между делом нам также разрешили отправиться в прошлое и принять участие в схватке с Архимондом, а через один адд-он таким же способом показали и Войну древних. The Burning Crusade прописал весьма важные элементы варкрафтовской космогонии – от путешествий между мирами до современных образов дренеев и их покровителей наару, существ чистого Света. Но в дальнейшем к теме Дренора и демонов разработчики не возвращались аж до Warlords of Draenor.
Перезагрузка
Раздавшись во все мыслимые стороны и отметив двадцатый день рождения, мир «Варкрафта» к концу Warlords of Draenor превратился в основательным образом запутанный клубок сюжетных линий, добавление к которым альтернативной вселенной (в результате путешествия в прошлое образовался новый Дренор, где орки отказались от даров Легиона, предпочтя путь технического прогресса, а главным злодеем снова стал Гул'дан) ситуацию только усугубило. «Хвосты» надо было подвязывать, отложенные до лучших времени сюжеты – завершать, желательно еще и сохранив какую-то цельность картины.
Итогом масштабной работы по закрытию белых пятен и заделыванию дыр стал выход в мае 2016 года двух книг – энциклопедии Warcraft Chronicles и романа Illidan. «Хроники» произвели среди фанатов поистине взрывной эффект – весьма удачно подшив большинство старых сюжетов в цельную картину, авторы не остановились на достигнутом и основательно перекроили основы мироздания. Итак, Титаны мертвы уже много веков. Уничтоживший их Саргерас при этом уже не является однозначным злодеем – его целью является не геноцид всего живого ради самого процесса, а противостояние настоящему Злу, неким Владыкам пустоты. Правда, выраженное как раз через геноцид всего живого, дабы лишить врага «кормовой базы». Азерот – не просто планета, а зародыш нового Титана, что и объясняет успехи героев эпопеи в деле противостояния всевозможным иномирным угрозам – смертные тут основательно напитаны силой подрастающего божества. Древние боги – не просто «космические ктулху», а агенты Владык, и Саргерас больше всего боится, как бы из-за их влияния Азерот не родился в облике Темного титана, отчего всю вселенную ждет нечто уж совсем страшное. Демоны же (которые из главного мирового зла окончательно превратились в «санитаров леса») бессмертны и существуют одновременно во всех реальностях, что и объясняет возвращение в финале Warlords of Draenor упокоенного было Архимонда.
Что до «Иллидана», этот роман расставил все точки в истории мятежного полуэльфа и его подручных охотников на демонов. Иллидан предсказуемо также оказался хорошим парнем, которого сгубило разве что неумение объяснять свои планы подчиненным и привычка наживать врагов на пустом месте. И если бы не рейд из 25 игроков, пришедших за Клинками Аззинота, Иллидан бы уже покончил с угрозой Легиона. Но произошло то, что произошло, и потому теперь мы отражаем демоническое вторжение собственными силами, а Иллидану еще предстоит сыграть свою роль в сюжете. Как только мы его вытащим с того света, конечно же.
Послесловие
Вещицы с историей
Хотя в Legion все классы получили по два, три, а то и четыре артефакта, большая часть из них является новоделами, вписанными в сюжет игры в последний момент. Лишь восемь предметов могут похвастаться по-настоящему значимой ролью в истории сеттинга.
Испепелитель (Ashbringer)
Легендарный во всех смыслах этого слова меч, выкованный из кристалла наару, ультимативное оружие против нежити. Присутствовал в World of Warcraft с самых первых версий, но получить его законным способом было нельзя – заготовленная для него длиннющая цепочка квестов так и не была тогда вставлена в игру. Любопытно, что к «Легиону» ее все же закончили, и теперь она служит для получения облика порченного Испепелителя – оскверненной версии меча, в свое время доступной в оригинальном рейде Naxxramas.
Клинки падшего принца (Blades of the Fallen Prince)
Два клинка, выкованных из осколков Ледяной скорби, меча Артаса (и, пожалуй, самого известного и могучего клинка во всем сеттинге). В альфа-версии они могли призывать призраки Артаса, Нер'зула и Болвара (нынешнего Короля-лича), но до релиза эта интересная способность не дожила.
Молот рока (Doomhammer)
Молот Тралла, унаследованный им от Оргрима Молота рока, верховного вождя Орды в Warcraft II. Так как enhancement-шаманы сражаются парным оружием, используется совместно со своей пиратской копией из лавы.
Коса Элуны (Scythe of Elune)
Священная друидская коса, способная рассекать реальность, в свое время впустила в Азерот изначальных воргенов. Квесты, связанные с Косой, регулярно всплывали всюду, где заходила речь об оборотнях, но взять ее в руки (и исцелять с ее помощью одичавших волколаков) нам разрешили только сейчас.
Скипетр Саргераса (Scepter of Sargeras)
Неожиданный привет из Warcraft II: Beyond the Dark Portal, посох, в руках Нер'зула уничтоживший весь Дренор. Способность открывать порталы и разрушать целые миры ему формально оставили, но в виде незначительной атакующей «абилки».
Фело'мелорн (Felo'melorn)
Меч королевской династии высших эльфов фигурировал только в книгах – за всю игровую серию ни один остроухий персонаж так и не обнажил его ни разу.
Хищный коготь (Talonclaw)
Вскользь упомянутое в книгах копье древнего тауренского героя так впечатлило разработчиков, что (как сообщил нам Луис Баррига, ведущий дизайнер World of Warcraft) именно ради него вся специализация survival была переделана под ближний бой. Ранее этот артефакт именовался Орлиное копье (Eagle Spear).
Громовая ярость (Thunderfury)
Формально этот легендарный меч из оригинального World of Warcraft не является одним из артефактов, но его облик можно открыть для сабель outlaw-разбойника. Это отсылка на тот факт, что исходный клинок 10 лет назад считался лучшим оружием для combat-специализации этого класса, из которой и вырос outlaw.