Свершилось. Исландцы из CCP решили не проводить в этом году «Фанфест», а устроить состоящий из восьми этапов EVE Invasion World Tour. В том числе заглянули и в Санкт-Петербург. Произошло это благодаря российским игрокам. Или, по словам самих организаторов, «одному из крупнейших и самых увлеченных сообществ EVE».
Ивент продлился два дня, начавшись прогулкой на теплоходе по Неве под заглянувшим по такому поводу в северную столицу майским снегом.
Сопутствующий ветер нагнал волну, периодически слегка захлестывающую палубу брызгами. Непогода всех сплотила и утрамбовала в каюте, где было весело и закуски. Все заново перезнакомились в офлайне и поделились пронесенными на борт напитками.
Не менее весело и массово прошло основное мероприятие на следующий день. В ходе оного до сведения гостей была доведена информация о предстоящих новинках и изменениях в игре, а также состоялся турнир Invasion Tournament Series, в котором победили useless fat nerd и Nika NOisER из команды RussianWeebSquad. В следующем году они отправятся на финал состязания в Исландию, где будут сражаться против победителей других этапов Invasion.
В ходе сессии вопросов и ответов не обошлось без курьеза. Игрок из Red Alliance сообщил, что у него есть подарок разработчикам, поднялся на сцену и вручил им книгу «Учим Python, делая крутые игры». Все присутствующие дружно заржали. Еще утром второго дня мы встретились с Михаилом Маргулевым, специалистом CCP по развитию бизнеса, который ответил на наши вопросы.
Навигатор игрового мира: В прошлом году CCP была куплена южнокорейским издателем Pearl Abyss. Как отразилась эта сделка на вашей компании?
Михаил Маргулев: Фактически Pearl Abyss не управляет компанией, она владеет большинством ее акций. Руководство, в том числе наш генеральный директор – Хилмар Петерсон, сохранило свои места. Pearl Abyss лишь попросила локализировать игру на корейский язык – вполне логичный шаг, учитывая достаточно большое количество любителей ММОRPG в Корее. Нам никто не советует, какие платформы выбирать, с кем сотрудничать и как реализовывать наши творческие планы.
Pearl Abyss – сами разработчики мощной ММОRPG (Black Desert – прим. ред.), они прилетали к нам в Рейкьявик, смотрели, как у нас все организовано, как идут дела. Завершилось все тем, что они решили довериться нам в вопросах дальнейшего развития компании.
НИМ: В связи с корейской локализацией – играют ли в EVE игроки из Северной Кореи?
М.М.: Нет, игроков из Северной Кореи у нас нет, только из Южной.
НИМ: После продолжительных заигрываний с консолью PlayStation посредством DUST 514 компания все же решила реализовать накопленный опыт разработки шутеров в проекте для ПК – Project Nova. Но затем игра была заморожена. Что пошло не так?
М.М.: Я как раз начал работать в ССР, когда шла разработка Dust 514, и вскоре нам удалось подключить Dust 514 к EVE – впервые игры для консоли и для ПК заработали одновременно. Это был настоящий технологический прорыв. Игроки из Dust 514 по заказам игроков из EVE захватывали планеты, оказывая влияние на фракционные войны и обеспечивая бонусы союзной стороне. В свою очередь игроки EVE помогали им орбитальными бомбардировками.
К сожалению, Sony объявила о прекращении поддержки PS3, да и сама консоль плохо справлялась с графикой игры, которую к тому же приходилось сильно сжимать.
В Project Nova мы смогли использовать качественные несжатые текстуры и попытались найти ту самую изюминку, которая отличит ее от других проектов. Пока нам это не удалось, и было принято решение о заморозке разработки. Мы хотели создать качественный самостоятельный продукт, который затянет игроков. И если бы все пошло хорошо, то в дальнейшем, возможно, мы бы интегрировали его с EVE.
НИМ: Какова сейчас политика CCP в отношении микротранзакций в EVE Online и других проектах?
М.М.: Политика очень осторожная, ведь игрокам очень не нравится даже само слово «микротранзакция». Если мы что-то и пытаемся внедрять, то очень осторожно, чтобы не повлиять на механику игры, чтобы игроки не посчитали, что игра превращается в то, что называется Pay to Win. Мы также обязательно консультируемся по таким вопросам с CSM, Counsel of Stellar Management – советом игроков, который выбирают они сами. Сейчас в игре можно приобрести чисто косметические вещи, которые не влияют на геймплей и просто делают красивым ваш кораблик или вашего персонажа.
НИМ: Как вы расцениваете опыт разработки VR-игр, в частности, «Валькирии», в которую позже стало возможным играть и без VR-устройств. Собираетесь ли оперативно отслеживать новые прорывы и технические находки в области виртуальной реальности, чтобы сразу внедрять их в игровой процесс?
М.М.: Так как у нас больше нет студий, которые бы занимались виртуальной реальностью, то и нет и планов разработки соответствующих проектов. Тем не менее, мы следим за рынком виртуальных игр и новыми технологиями, т.к. все еще поддерживаем сервера «Валькирии» и все еще ее продаем.
НИМ: Вам не кажется, что текущая волна VR захлебнется, как и предыдущая, а вслед за ней придет новая волна, которую все опять поспешат оседлать со своими проектами, начав опять практически с нуля, но уже на новом технологическом уровне?
М.М.: Я считаю, что у второй волны, которая началась в 2016 году, были все шансы захлебнуться, что и произошло. О чем многие догадывались в связи с проблемами первого поколения VR-шлемов. Но одновременно с этим пошли крупные инвестиции в компании, которые создают игры и техническое оборудование, в том числе вложения в медицину. После тяжелого 2018 года, когда часть компаний-пионеров с VR-проектами обанкротилась или отпала, на фоне прогресса виртуальных шлемов сейчас пошла уже новая, хорошая волна внедрения виртуальной реальности в массы. Тот же фильм «Первому игроку приготовиться» был направлен на популяризацию мысли о том, что VR – это круто и пора уже задумываться об использовании шлемов виртуальной реальности в повседневной жизни.
После появления Oculus Rift yже засветились беспроводные шлемы, осталось довести их качество до уровня подключаемых напрямую по проводам.
НИМ: Собирается ли CCP осваивать рынок мобильных приложений? Если собирается, то будут ли это самостоятельные проекты или можно ожидать спин-офф той же EVE?
М.М.: Мы уже объявили EVE Echo, которую делаем совместно с NetEase, это и будет отдельная EVE-песочница для планшетов и прочих устройств под управлением iOS или Android. Также ведется разработка мобильного приложения к EVE, с помощью которого игроки смогут проверять состояние дел в игре. Сейчас у нас для этих целей есть EVE Portal, мы работаем над его усовершенствованием и избавлением от багов.
НИМ: Насколько влиятельно сообщество игроков в EVE Online? Как руководство компании учитывает его настроения и мнения?
М.М.: Мы внимательно отслеживаем реакцию сообщества на публикуемые нами новости, наблюдаем, как игроки используют новые механики, которые мы добавили или изменили. Также мы получаем информацию от CSM, члены которого общаются с игроками крупных альянсов. Читаем Reddit, официальный форум, Facebook... Нам также всегда важно узнать причины, по которым игроки ушли из игры или удалили ее, – высылаем им опросник. В общем, используем все доступные источники получение фидбека.
НИМ: Когда-то всем казалась невероятной сама возможность столь массированной ММО-игры на одном сервере. Как все реализовано сегодня, это по-прежнему единственный сервер?
М.М.: Да, это по-прежнему один сервер, который представляет собой общий кластер. Территориям в игре соответствуют собственные узлы, при переходе игрока с одной территории на другую – происходит смена узла. В этот момент и происходит подгрузка данных – мир все же не бесшовный.
НИМ: Как это физически выглядит?..
М.М.: Физически? Стоит суперкомпьютер...
НИМ: ...какого он размера, сколько процессоров?
М.М.: Он стоит в Лондоне. Наши железячники все описали в блоге, который можно найти в Сети. Мы постоянно работаем над улучшением нашего «железа». Игра развивается, и аппаратная часть должна ей соответствовать. Все это прописано в наших далеко идущих планах. В настоящий момент у нас стоит Tranquility 3 – третья версия сервера.
НИМ: Можно ли ожидать реализацию «Королевской битвы» во вселенной EVE Online?
М.М.: В самой EVE, скорее всего, нет. Хотя у меня когда-то была идея ввести эту механику в турнир. Думаю, этот режим можно будет ввести в Project Nova. Все-таки такого рода мод больше подходит для шутеров.
НИМ: Чем EVE Online удерживает игроков-ветеранов? Есть ли у таковых определенные преимущества перед новичками за счет, условно говоря, выслуги лет? Или удерживает все то, что «добыто непосильным трудом»?
М.М.: Отчасти удерживает добытое, отчасти то, что игра находится в постоянном развитии. Не хочется расставаться с друзьями-товарищами и братьями по оружию из корпорации и альянса. Наибольшую роль играет именно социальный аспект игры. При этом мы постоянно работаем над снижением отставания новичков от ветеранов. Мы ввели возможность добавлять очки опыта, открыли новичкам доступ к кораблям, которыми пользуются и ветераны. С недавних пор они могут выучиться и летать на линкорах. Во многих корпорация есть планы по ускоренной переработке новобранцев в ветеранов. Уходит на это не больше месяца, что хорошо сказывается на приросте игроков. Мы стараемся, чтобы у вновь пришедших не было мысли, что им так тяжело догнать ветеранов, что лучше даже не играть. У ветеранов же есть, прежде всего, приобретенный опыт, а также «иски» и корабли, заработанные ими за много лет...
НИМ: ...непосильным пиратством?
М.М.: ...непосильным пиратством, это да, это и ко мне относится...
НИМ: ...и спекуляцией?..
М.М.: ...спекуляцией... а вот спекулянт из меня вышел плохой.