Онлайновых торговых площадок по играм существует множество, но G2A в этом списке стоит особняком. Прежде всего, потому что организована она по принципу рынка, на котором продавцами зачастую выступают сами игроки. Популярность у такого подхода оказалась огромной – счет уже давно пошел на десятки миллионов покупателей и на не менее внушительные суммы в долларах и евро. Покорив мир, теперь G2A намерена всерьез прийти и в Россию. Собственно, с разговора о нашей стране мы и начали беседу с главой компании Бартошем Скварчеком.
«Я уже был в вашей стране, в Иркутске, если говорить точнее, и я хотел бы приехать еще, – рассказал Бартош. – Побывать на сопках Камчатки, забраться на Эльбрус. Я люблю горы».
Навигатор игрового мира: Как создавался G2A?
Бартош Скварчек: Все началось с того, что я получил письмо от моего теперешнего партнера по бизнесу и друга Дэвида. Я в то время занимался консалтингом, проводил тренинги, и Дэвид попросил проконсультировать его по деловым вопросам. Мы встретились. Через шесть месяцев Дэвид предложил создать компанию. Я спросил: «Какую компанию?» И он ответил: «Игровую компанию». Вот так мы и стартовали: на мне лежало ведение бизнеса, на Дэвиде – все вопросы, связанные с играми. С тех пор прошло уже 6 лет.
НИМ: Почему вы предпочли такой формат торговой площадки?
Б.С.: Поначалу мы были обычным онлайновым магазином, но потом поняли, что более грамотной моделью, более ориентированной на пользователей и в то же время более эффективной является рынок. И так мы стали тем G2A, который все знают сейчас.
НИМ: Почему вы решили организовать главный офис именно в Жешуве? Не самый известный польский город, говоря по правде...
Б.С.: Он ближе к России. (Смеется.) Сначала компания была в Кракове. Я жил в Кракове, а Дэвид – в Жешуве. И именно в Жешуве мы нашли первого, второго... пятого сотрудника. Потом пятнадцатого, сотого, и после этого мы решили – окей, это то самое место. И открыли здесь первый офис. Сейчас у нас есть филиалы во многих городах: в Гонконге, в Шанхае, в Нью-Дели, несколько офисов в Голландии. Но самый большой, именно в Жешуве – тут работает около 700 человек из более чем 30 стран.
НИМ: В каком из подразделений вы проводите больше всего времени?
Б.С.: Я много путешествую. Сегодня я здесь, а в понедельник – в Гонконге, в среду – в Жешуве, в четверг – в Варшаве, в пятницу – снова в Жешуве... Я постоянно куда-то лечу.
НИМ: В какой момент вы поняли, что стали руководителем успешной компании?
Б.С.: Когда ты выстраиваешь бизнес, то о многом мечтаешь. Например, чтобы у тебя появился миллионный клиент. Когда это произошло, мы сказали себе – окей, это первая стадия.
Еще ключевой момент – когда с нами начали разговаривать крупные издатели. Поначалу они нас просто не замечали: «Мы вас не знаем. Вы вообще кто?» И тому подобное. Но мы верили, что если будем вести бизнес правильно, то рано или поздно наступит момент, когда они придут к нам и скажут: «Ладно, давайте поговорим о сотрудничестве, покупателях и т.п.» И когда это случилось, мы поняли, что и в самом деле стали заметны.
НИМ: У вас в офисе удобно не только работать, но и отдыхать – есть тренажерный зал, игровая комната, массажный кабинет... Вы отдыхаете вместе со своими сотрудниками или времени на это нет?
Б.С.: Вам нужно задать этот вопрос моей девушке или моей маме, которые постоянно говорят, что я должен больше отдыхать. Обычно я встаю в 04.30, иногда – в 5 часов утра. До 8 вечера работаю... Потом – тренировка, после которой я еще немного работаю и где-то около полуночи ложусь спать. Как-то перевести дух удается только на выходных, когда я работаю всего по несколько часов. В общем, сейчас не время для отдыха. Пришло время мотивированных людей, которые хотят чего-то достичь.
НИМ: А как же игры? На них время находите?
Б.С.: Иногда. Лучший способ снять стресс в общении с моей девушкой – сыграть вместе в Mortal Kombat. Отличный способ, всем рекомендую. Если вы поспорили о чем-то и вам хочется разрешить эту ситуацию – просто поиграйте в MK. Очень расслабляет.
НИМ: G2A работает во многих странах – какие возникали проблемы при выходе на новые рынки и как вы их решали?
Б.С.: Всегда есть определенные сложности. Иногда вам нужно найти самый удобный способ оплаты для местных покупателей. Иногда, как в Индии, нужно создать местную компанию, потому что вы должны вести бизнес в соответствии с местными законами. Иногда вам хочется быть ближе к местному комьюнити, так что приходится хорошенько проанализировать само комьюнити, влияние социальных медиа – очень многие вещи. Иногда, как в случае США, покупатели сами нас находят. Более миллиона человек. Они просто зашли на наш сайт и сказали: «Окей, G2A – это хорошо».
НИМ: Общаетесь ли вы непосредственно с разработчиками и издателями? Бывало ли такое, что они просили убрать их игру из вашего магазина?
Б.С.: Да, изредка такие ситуации возникают. При каждом получении такого запроса мы проводим тщательное исследование, поскольку было несколько случаев, когда речь шла о происках конкурентов. Подобные требования не были подкреплены никакими законными решениями. В таких случаях мы просто отвечали: «Извините, мы имеем полное право продолжать продавать эти игры». Именно поэтому мы сотрудничаем со многими юридическими фирмами по всему миру, в том числе с топовыми, входящими в первую пятерку. Чтобы быть уверенными, что принимаемые нами решения на 100% верны.
НИМ: Вчера во время экскурсии по офису мы видели статую Геральта, которую вы приобрели на аукционе. Вам так нравится этот герой или вы решили таким образом поддержать коллег из CD Projekt?
Б.С.: В большей степени это было направлено на благотворительность, потому что аукцион был связан с поддержкой нуждающихся детей. Это ежегодный огромный ивент в масштабе всей Польши, и многие компании предоставляют для него вещи типа статуи Геральта. Там же мы купили еще одну большую статую из Minecraft, которая стоит этажом выше. Мы просто хотели поддержать этот ивент и тех, кому нужна помощь. И так как это было связано с играми, мы сказали «Окей, это наша индустрия, это наша сфера. Давайте это сделаем».
НИМ: Сами играете в «Ведьмака»?
Б.С.: В первую часть – нет. Во вторую – всего несколько минут. Но в третьей я провел уже несколько часов. Там был большой грифон, с которым я так и не справился. Я сказал себе «У меня нет времени, чтобы пытаться сделать это еще раз, и еще, и еще...» После того как он убил меня десять раз подряд. (Смеется.)