Максим Маслов – фигура для отечественной игровой индустрии знаковая. В начале 2000-х он стоял у истоков КРИ, в 2006-м организовал первый «ИгроМир». Последующие девять – тоже его рук дело. Главная российская выставка не замечает кризисов, каждый год бьет рекорды посещаемости и даже успела обзавестись нахальным братом по имени Comic Con. Это и многое другое стало темой нашего разговора.
Навигатор игрового мира: Какие ощущения остались после юбилейного «ИгроМира»?
Максим Маслов: Очень хорошие. Главное, чего удалось добиться – сохранить масштаб мероприятия, сохранить большинство участников и развить Comic Con.
НИМ: За сколько времени до выставки начинается подготовка к ее проведению?
М.М.: За год. Сейчас мы уже работаем над следующим «ИгроМиром». Ведем переговоры с администрацией «Крокус Экспо» и с крупнейшими участниками, начинаем думать над тем, кого из актеров позвать.
НИМ: Какой этап подготовки – самый сложный?
М.М.: Последние два месяца. Например, после Gamescom и Tokyo Game Show становится понятно, что какие-то компании, с которыми мы вели переговоры, по объективным или субъективным причинам не будут участвовать в «ИгроМире». Это очень трудный момент, поскольку приходится уже собранную выставку пересобирать заново.
НИМ: Сколько человек в вашей команде?
М.М.: В течение года работают пять человек, но к моменту проведения «ИгроМира» штат увеличивается до 600 сотрудников. Большая часть из этого числа – охранники.
НИМ: Есть какие-то ограничения для компаний-участников?
М.М.: Конечно. Например, громкость звука. За пределами стенда она не должна превышать 90 децибел. У нас есть специальные сотрудники, которые за этим следят. Нельзя бросать колюще-режущие подарки, например, значки, в толпу во время розыгрышей призов, поскольку люди могут пораниться. В целом все требования очень разумные.
В этом году мы хотели сделать так, чтобы сцены были убраны вглубь стендов. Это помогло бы избежать давки в проходах. Но поскольку некоторые компании подтвердили свое участие в последний момент, то не со всеми удалось такую работу провести.
НИМ: Если компания-участник хочет привезти на выставку танк, это трудно устроить?
М.М.: Проще, чем кажется. Самая большая проблема – доставить танк к павильону, а завезти внутрь можно несколькими способами. Если танк не на ходу, то это делается при помощи тягача. Если на ходу, то по специальным доскам. Другой вопрос, что многие такой ход считают уже неактуальным. Когда два года подряд на выставку привозят танк, третий год делать то же самое уже скучно. Можно попробовать какие-то другие варианты.
НИМ: Какой распорядок у организаторов во время проведения выставки?
М.М.: Спим мало, по 2-3 часа. Находимся везде. Административная команда – примерно 90 человек, кто-то занимается стендами, кто-то большими участниками, кто-то артистами, и все передвигаются в режиме «нон-стоп». В день километров по 40-50 наматываем.
НИМ: Что нужно сделать, чтобы стать аккредитованным косплеером на «ИгроМире»?
М.М.: Сами мы стараемся решения такого рода не принимать, поскольку не являемся большими экспертами в теме. Поэтому привлекаем к этому делу самих косплееров. У нас есть инициативная группа, которая в течение лета принимает заявки от желающих. Идет своего рода конкурс. Лучшие становятся официальными косплеерами выставки. Причем бывают ситуации, когда сам костюм не готов, есть лишь его рисунок и схема изготовления. Но если костюм интересный, а его автор известен тем, что все делает вовремя, – этого бывает достаточно.
НИМ: Как узнаете, что посетителям понравилось на выставке, а что нет?
М.М.: Есть сотрудники, которые опрашивают посетителей во время работы «ИгроМира». Плюс идет анализ того, что пишут в соцсетях и на форуме. Единого механизма получения информации нет, стараемся ее собрать везде, где можно. Затем анализируем и вносим коррективы. В 2014 году было очень много недовольных охраной, которая часто хамила посетителям. Мы тогда нового подрядчика выбрали и не акцентировали на этом внимание. В этом году жалоб меньше.
Очень важный момент связан с запуском посетителей на территорию выставки. Утром перед павильоном собирается приличная толпа, и надо как можно быстрее запустить людей внутрь. Поэтому мы в этом году ввели такую штуку, как тренинги персонала. Фактически, каждое движение оттачивали.
НИМ: Одна из завлекаловок Comic Con’а – приезд звезд. Много времени приходится тратить на их уговоры?
М.М.: Принципиальное решение принимается быстро, а вот оформление приезда – процесс долгий и муторный. Участие в мероприятиях – не основная работа актера. Основная работа – это съемки. Поэтому, когда поступает предложение приехать через 8 месяцев на Comic Con в Россию, актер может сначала сказать «да», но потом начинает затягивать процесс подписания сопутствующих бумаг, поскольку ждет приглашения на съемки. Получается, что несколько месяцев мы находимся в подвешенном состоянии.
При этом должен сказать, что все рассказы о безумных требованиях звезд – это сказки. Мы общались со многими актерами, и требования их видели. Ни разу там не было ничего, выходящего за грани разумного.
НИМ: В прошлом году приезд Миши Коллинза из сериала «Сверхъестественное» вызвал очень большой ажиотаж...
М.М.: У этого сериала очень много поклонниц, а для молодых девушек приезд любимого артиста – это событие в жизни. С ними нужно уметь работать, нужно организовать все так, чтобы и они, и другие посетители выставки чувствовали себя комфортно. Мы поняли по итогам прошлого года, что этого пока не умеем. Поэтому в этом году привлекли тех актеров, аудитория которых совпадает с концепцией Comic Con’а. В этом плане нам, кажется, все удалось. Ну а научимся, будем привозить звезд из «Сверхъестественного», «Дневников вампира» и так далее.
НИМ: Почему вы анонсировали Тришу Хелфер, как героиню сериала «Звездный крейсер «Галактика», а не как актрису, озвучившую Сару Кэрриган из StarCraft 2?
М.М.: Нам показалось, что в качестве актрисы из сериала «Звездный крейсер «Галактика» она может привлечь ту аудиторию, которая иначе на Comic Con бы не пошла.
НИМ: Были забавные случаи со звездами?
М.М.: Да и немало. Например, Саммер Глау перед приездом в Москву сначала посетила Петербург. Наши сотрудники ее там сопровождали, и они рассказывали, как жители Питера подходили и спрашивали у Саммер, где она будет выступать, где купить билеты. Саммер пыталась объяснять, что Comic Con будет в Москве, и что в Питере она как турист. Но ей не очень-то верили. Отвечали, мол, все понятно, но где выступать-то будете?
Триша Хелфер очень сильно удивлялась, что в Москве, оказывается, есть роскошные рестораны с дресс-кодом – мы ее в один из них пригласили. Она до последнего нам не верила, и в результате в ресторан ее не пустили, пришлось ехать в отель переодеваться.
НИМ: Глядя на темпы роста Comic Con’а, напрашивается вопрос, не случится ли так, что через несколько лет эта выставка поглотит «ИгроМир»?
М.М.: Соглашусь с тем, что «ИгроМир» пока не развивается теми же темпами, что и Comic Con. Все же игровая индустрия гораздо сильнее пострадала от кризиса, по сравнению с индустрией кино и сериалов. Но как все повернется, скажем, через пять лет, – спрогнозировать очень трудно. Вполне возможно, что мы разделим «ИгроМир» и Comic Con. Но искусственно этого делать не будем. Мы хотим, чтобы это произошло само собой, чтобы обе выставки доросли до такой стадии, когда их разделение выглядело бы логичным ходом. Будут ли они при этом проходить параллельно в разных павильонах, или в разное время – не знаю.
НИМ: Последний вопрос, есть ли будущее у КРИ?
М.М.: Точно не в том виде, в котором она была в последние годы. Идея, которую мы закладывали изначально, заключалась в объединении всей индустрии. Практика показала, что это не нужно. Индустрия разделилась на ряд сегментов. Индустрия социальных игр, индустрия мобильных игр, индустрия ММО и т.д. И задачу дружить друг с другом они не ставят. Теоретически, да, возможно, КРИ еще будет проведена в другом формате, но на практике сейчас нам гораздо интереснее заниматься «ИгроМиром» и Comic Con’ом. Делать что-то большое и крутое априори интереснее.