Начало было стандартным. Рассказ о первой приставке – Dendy. О том, как в 1997 году ходил к отцу на работу играть на компьютере. О первом домашнем ПК – первом же Pentium с 32 МБ оперативки. И конечно, о любимых играх – Fallout 1 и 2. Ну, а дальше пошло-поехало.
Навигатор игрового мира: Тебе нравятся старые «Фоллауты», что скажешь о новых?
BadComedian: Третий – это тупой шутан, но, когда он вышел, всем было интересно посмотреть, что в итоге получилось. И мне тоже, поэтому я его целиком прошел. New Vegas оказался ничего, там были диалоги, вариативность, что-то такое, напоминающее старые игры. Четвертый – стройка какая-то. Я понимаю, что это сейчас модно, но надо же меру знать! Меня там все время заставляли что-то строить. Одно. Другое. А я не хочу строить. Если бы это был Fallout 2, то я мог бы ту бабку, что мне задания выдает, просто убить.
НИМ: Со стройками понятно, что еще не нравится в современных играх?
Bad: Очень напрягает вся эта бесконечная колофдутня, которой занимается Activision. Движок не меняют миллион лет, а это для шутеров недопустимо, для них технология – очень важная штука. Это не теплый и ламповый Blood, который и сейчас запусти, он будет приятно смотреться. Или первый Shadow Warrior. Когда 3D пришел в этот жанр, технологии стали крайне важны. Вряд ли сейчас кто-то будет играть в первый Soldiers of Fortune – тут даже ностальгия не поможет.
Еще не нравится, что делает Ubisoft со своими играми. Вот я безумно люблю Rainbow Six: Siege. Сколько часов было на него угрохано, и ни дня не обходилось без проблем с соединением. В For Honor, говорят, все еще хуже. И при этом везде появляется донат. Вы либо делайте игру условно-бесплатной, либо дайте возможность купить ультима-мега-эдишн, где этого не будет. Сейчас, чтобы открыть какой-нибудь новый костюм, есть два пути – либо вложить деньги, либо потратить уйму времени. Причем такое повсюду творится. Вот новый Battlefield. В четвертой батле оружие открывалось как-то честно: получаешь уровень, и тебе становится доступен новый ствол. Сейчас же для этого надо очень-очень постараться и очень много играть. А у меня столько времени нет. Или тратить деньги. Но я вот купил самое крутое издание со всеми дополнениями, какого черта еще надо платить за разблокировку оружия?! Мне это не нравится. Капитализм, понятно, но все же. Совесть, сволочи, имейте! (Смеется.)
«В Company of Heroes 2 ты блюешь от сюжета»
НИМ: В свое время ты сделал разбор игры Company of Heroes 2, которой очень крепко от тебя досталось за советскую кампанию. Она и в самом деле настолько тебя разозлила?
Bad: Да, я ж фанат Company of Heroes. Я фанат Warhammer, моя самая любимая игра по этой вселенной – Dark Crusade, которую «релики» как раз и разрабатывали. В первую CoH я играл очень много. И вот старт продаж второй части. У меня коллекционка с танком Т-34. Я запускаю игру и охреневаю от происходящего. В одной из первых миссий советским войскам нужно сжигать дома, в которых находятся живые люди. Все оправдательные рассказы, мол, в стратегиях надо думать, надо выпускать людей из дома, прежде чем его сжигать – все это работает на людей с ТВ, которые в теме не разбираются. Но я играю в стратегии со времен первого Age of Empires, Warcraft 2 и Dungeon Keeper – не надо мне рассказывать, что «так и должно быть».
К слову, не стоит останавливаться только на этом, и дальше по кампании встречаются «замечательные» моменты. Когда на рейхстаг ставится красное знамя, звучат слова: «Столько трупов ради одной фотографии». Мерзкая и лживая пропаганда. Это мне не понравилось. Как не нравится пропаганда советская: я смотрел фильм 60-х годов про Вьетнам, где американский солдат расстреливает из пулемета вьетнамцев, параллельно поедая бургер и запивая его колой. Абсолютный бред.
Казалось бы, это всего лишь игра, но тогда вопрос к разработчикам, зачем позиционировать ее, как «исторически достоверную», а если вы ее так позиционируете, стоит ли удивляться такому шквалу критики?
В итоге я сделал ролик. Прежде всего, потому что очень ждал эту игру и потому, что ее обещали сделать «исторически точной и достоверной». Ну и сюжет – материал замечательный, конечно. Как и «Утомленные солнцем 2» – такое же дерьмо в контексте содержания и такие же рассказы про ПРАВДУ.
НИМ: Затем ты свое видео перевел на английский...
Bad: И жалко, что не выпустил английскую версию на русском. В английской версии я каждую фразу подкрепляю ссылкой на определенные документы.
НИМ: Был официальный отклик на твой ролик?
Bad: Еще до его выхода «релики» начали в лучших традициях студии удалять недовольные комментарии. Потом выпустили патч, который убрал мирных жителей из сцен со сжиганием домов. Это тоже произошло до появления видео. После выхода русской версии ролика начали банить всех, кто его выкладывал на форуме. Язык незнакомый, ничего не понятно – какой-то «джастин бибер» что-то там говорит. Затем вышло видео на английском. К этому моменту игру продолжали править патчами, но ничего кардинально в итоге не изменилось.
Мне зачастую приписывают ответственность за некий запрет игры и тем самым как бы говорят «мы запрещаем делать тебе обзоры, потому что из-за тебя кто-то создал петицию с призывом запретить Company of Heroes 2». Во-первых, я нигде и никогда не призывал к запрету данной игры, никакие петиции не публиковал и не агитировал ничего подписывать, я лишь высказал свое мнение, и во-вторых, игра всегда оставалась доступна (решение «СофтКлаба» о приостановке продаж Company of Heroes 2 касалось только коробочных версий – прим.ред.).
НИМ: Если оставить в стороне Company of Heroes 2, есть еще какая-нибудь плохая, но известная игра, о которой тебе хотелось бы сделать ролик?
Bad: Call of Duty: Ghost, но мне так лень ее проходить было. Если в Company of Heroes 2 ты блюешь от сюжета, но технически игра была крутой, то в Ghost ты и от сюжета блюешь, и технически это говнище. Я вообще перестал воспринимать Call of Duty после первого «Блэк Опса». Например, в какой-то момент я понял, что там нет отдачи. Ладно, если речь о частях, посвященных будущему – можно все списать на экзоскелеты, но в Modern Warfare 3 нет экзоскелетов. И отдачи тоже нет. Зато есть звук, который как будто в комнате писали. Рэгдолла толком нет. И в новой игре, которая о Второй мировой, его тоже не будет.
Когда ее анонсировали, были недовольные тем, что там нет СССР, но я считаю, что это логично – своя идеология, и американцы ее продвигают. Но речь не об этом. Вот нам обещают пересмотреть подход ко Второй мировой в шутерах. Ну, думаю, классно будет. Даже если снова Нормандию поливать придется. И геймплей смотрю. Блин. Тот же, сука, движок! Да, они, конечно, его доработали, надстроек много сделали, но основа-то прогнившая. И так уже десять лет! Все то же самое. И опять будут хавать. Скажут, там взрывы. Но зачем мне смотреть на эти взрывы, когда есть Battlefield 1? Скажут, там крутая сюжетка. Ну, я не знаю. Мне капитана Прайса никто не вернет. Я лучше снова Modern Warfare пройду. Там не будет свистелок и перделок, но там будет эпичность, и еще ностальгия накинется.
НИМ: Игровые и киношные блокбастеры можно сравнивать?
Bad: Почему нет. Причем минусы тоже сохраняются. Последний Assassin’s Creed, в который я играл, это была вторая часть, а потом пошла какая-то штамповка. Наглая и бессмысленная. Как какой-нибудь «Форсаж». Но вот новый «Ассасин» про Египет меня заинтересовал. Хотя тут, конечно, многое от персонажей будет зависеть. Если ты делаешь игру чисто про боевку, как Doom – это один разговор. Но если начинаешь добавлять сюжет, то боевкой все уже не вытащить. Какой-нибудь GTA возьми. Нельзя сказать, что там гениальная история, но персонажи интересные, им можно сопереживать. Тот, за кого ты играешь – надо, чтобы этот персонаж тебя тащил.
НИМ: Тебе знакома серия Uncharted?
Bad: Да, я начинал играть в четвертую часть. Она технически очень круто сделана, но я не очень большой любитель лазать по всяким гробницам. Мне пострелять бы. А вот The Last of Us безумно нравится.
НИМ: Там тоже герои тащат?
Bad: Там и герои, там и история великолепная, и глубина есть. Классические киновопросы в конце поднимаются. И мне тематика очень близка – я же обожаю постапокалипсис. Очень нравится дуэт главного героя и Элли. Эпизоды, когда главный герой был ранен, и ты, играя за девочку, пытаешься его спасти – это очень круто.
«Хорошее кино в России никому не нужно»
НИМ: Ты говорил «Мне нравится фильм «Макс Пэйн». Это плохое кино, но мне оно по душе». Какие еще экранизации игр тебе приглянулись?
Bad: Max Payne, безусловно, испоганили. Местами там неплохая атмосфера, некоторые сцены близки к игре, но в целом это бездарная экранизация.
Что до других фильмов... Подумал привести в качестве примера Mortal Kombat, но экранизировать игру без сюжета – тоже тема спорная. Assassin’s Creed не смотрел, не очень хочется. «Принц Персии» – то же самое. Вообще экранизации не удаются, потому что люди, которые ими занимаются, не уважают игры. Взять того же Джона Мура, который «Макс Пэйн» снял, он же с самой игрой не знаком. Я понимаю, что она по своей сути – это клише абсолютное, пародия на все нуарные боевики, но все равно из этой пародии получилась очень интересная игра, и нужно было ее аккуратно перенести.
НИМ: Warcraft?
Bad: О, вот его смотрел. Орки прикольные, а в остальном фильм плох. Сценарий не написали. С людьми проблема: они там все какие-то убогие. Если бы все кино было только про орков – классно получилось бы.
НИМ: Не можем не спросить тебя, как главного специалиста по российскому кино. После «шедевров» калибра «Викинга», есть ли отечественные фильмы, которые стоит ждать?
Bad: Для меня это все фильмы Юрия Быкова. Фильмы Каримова. Хорошее кино, конечно, выходит, но проблема в том, что у нас оно никому, кроме идейных режиссеров, не нужно. В СССР в кино была идеология. Сейчас идеологии нет, а в прокате, если говорить о российских фильмах, окупаются только пердильные комедии.
Да, государство кинематографу помогает, с этим никто не спорит. Но то, что государство спонсирует – это зачастую дерьмо, выливаемое на какую-нибудь эпоху. И результат опять же никому не важен, всем нужно только навариться, причем не за счет хороших сборов. Вот тот же «Викинг». Ты делаешь фильм в течение семи лет, и тебе эти семь лет будет хорошо, ты будешь сидеть на зарплате. То, что «Викинг» не окупится – было понятно, такие бюджеты в России не отбиваются.
Исключения бывают – «Легенда №17» вот получилась. Но повторюсь, никто не рассчитывает на окупаемость, никому нет дела до того, что зрителю доносить. Надеяться можно только на идейных людей.
НИМ: Краудфандинг может решить эту проблему? Чтобы зрители сами финансировали те фильмы, которые им хочется видеть?
Bad: Частично, возможно, но народ столько денег не соберет. Кинематограф – это очень дорогая штука. Сколько бы рассказов бы ни было про «Панфиловцев». Я, кстати, после выхода картины почитал интервью режиссера, и мне в них очень многие вещи не понравились. Мне не нравятся, когда говорят, что Великую Отечественную выиграли русские. Идеология того времени отвергала национализм. Это были советские люди. Плюс всякие детали – флаги вот красные в фильме не показали. Вроде бы мелочи, но на самом деле мелочей нет.
В 1982 году вышла комедия «Аэроплан 2». Там есть сцена, когда к аэропорту подъезжает машина с надписью «Иранские авиалинии», и оттуда выходят замотанные моджахеды с автоматами и вытаскивают заложников. Снято так, что выглядит очень смешно. Но вы вот задумайтесь – что несет эта сцена. И это работает, пусть и на подсознании.
Главная проблема краудфандинга – кто же знает, кому можно доверять. Вот хочет человек снять что-то хорошее, а получается ужасное. Есть идейные люди, у которых есть кредит доверия. Быкову я готов поверить и готов его продвигать. Если ошибусь, потом извинюсь.
НИМ: С играми ситуация очень похожая...
Bad: Та же самая. На Mighty No. 9 собирали деньги, и что в итоге получилось? Что за хрень? Вроде те же люди делали, но вышла какая-то помойка. И это далеко не единственный случай, когда те, кому доверяют, выпускают что-то невывозимое. Любое имя должно подвергаться сомнению. Вот есть режиссер Каримов. Я верю, что он человек идейный. Я верю, что он может снять хорошее кино, но некоторые его фильмы мне не нравятся. «Вдребезги» и «Все и сразу» мне не нравятся. Мне нравится первый фильм «Неадекватные люди» и последний «Гуляй, Вася!» – правда я смотрел не ту версию, что шла в кинотеатрах. Он может снять плохое кино, но не потому, что хотел обмануть, просто не получилось.
Мне очень интересно, что будет с «Тарковым»? Замах-то на всю сотку, но каким выйдет удар? Если получится не шедевр, но, если люди старались и делали – такое все равно заслуживает уважения. С хорошим российским кино то же самое. Оно не столько хорошее само по себе, оно «ну, норм» на фоне всего остального. Если люди стараются, если получается «ну, норм», если не испытываешь лютого стыда – уже хорошо.
В «Таркове» есть аспекты, которые цепляют, но они могут попросту утонуть в море амбиций разработчиков. Вообще было бы классно, если бы на основе этого сеттинга сделали что-то вроде PlayerUnknown's Battlegrounds. Вот представь: абсолютный реализм, выживач, территория – снгшная заброшка. И стрельба, которая не дает заскучать. «Сталкера 2» мы все равно не дождемся...
НИМ: Есть еще серия «Метро»...
Bad: «Метро» мне нравится, хотя с сюжеткой там большие проблемы, смотрится как постапокалиптическая версия «Красного Рассвета» (американский фильм 1984 года о нападении советских войска на США – прим.ред.). Надеюсь, в новой части и с мотивацией героев будет все нормально, и с логикой сюжета.
НИМ: Сейчас вообще часто играешь?
Bad: Периодически. Стараюсь обходить стороной что-то уж совсем затягивающее. В данный момент вот играю в Paint The Town Red, это простенький экшен, его можно запустить на 30 минут, отдохнуть, а дальше – снова работать. Играть вообще опасно. Затягивает. Хочется играть каждый день, а каждый день читать лучше. Что-нибудь изучать.
НИМ: Что по-настоящему затянуло из последнего?Bad: Rainbow Six: Siege, но ее я уже упоминал. С детства таких эмоций не испытывал. Слышишь, как наверху кто-то бегает, кидаешь C4 и взрываешь. И это последнее убийство, его показывают. Все такие: «Ни хрена себе!», и я такой: «Ни хрена себе!»
Был третий «Ведьмак», но с него я легко слез. Поначалу затянуло, проходил каждую миссию, потом работа навалилась, не было времени играть, и я не вернулся. Очень хотелось, но все как-то откладывал. И через какое-то время меня отпустило.
Из совсем свежего – новая «Зельда». Вот никогда бы не подумал. Для меня это всегда была какая-то мультяшная хрень, я всегда далек был от Nintendo, но тут залип. Понял, почему Nintendo такие крутые.