Заняв второе место на заглянувшем в Киев «мейджоре», Virtus.pro выставила новую планку для команд из СНГ. До этого им еще не удавалось так близко подобраться к победе во втором по значимости турнире по Dota 2. Такое выступление трудно назвать неудачным, однако капитан «медведей» Алексей Solo Березин придерживается на этот счет другого мнения.
«С точки зрения результата, второе место – это неплохо, – пояснил Алексей, которого наш звонок застал в родном Новороссийске. – Но для меня лично второе место – это поражение, провал».
Навигатор игрового мира: Нам показалось, что победа в полуфинале далась Virtus.pro легче, чем вы сами того ожидали. Это не расслабило перед решающей встречей?
Алексей Березин: Полуфинальный матч действительно выдался простым, особенно в сравнении с четвертьфиналом против Team VGj. Мы были хорошо готовы, отработали тактики. Что до финала, то там, наверное, все-таки перенервничали, поэтому так плохо и сыграли.
НИМ: Не так уж и плохо. Борьба была очень упорной...
А.Б.: Для нас это плохо, мы должны были без борьбы разбираться.
НИМ: В свое время ты говорил, что на подготовку к матчу влияет множество факторов, непосредственно с игрой не связанных. Например, выспался ты или нет. Было что-то такое, что помешало в финале?
А.Б.: Мне кажется, нет. Каждый опытный игрок в «Доту» может создавать для себя на турнире оптимальные условия. И наше состояние было плюс/минус оптимальным. К матчу мы подошли в хорошей форме, а вот в самой игре уже возникли определенные проблемы.
НИМ: На турнире Virtus.pro очень хорошо принимали, и это вам определенно помогло. Но если бы «мейджор» проходил не в Киеве, а в каком-нибудь очередном Бостоне – смогли бы дойти до финала?
А.Б.: Очень тяжело прогнозировать результаты. Посмотрите на киевский турнир – многие фавориты споткнулись в первом раунде. Те же «сикреты» (Team Secret – прим. ред.) заняли первое место в группе, но сразу же проиграли бразильцам. Поэтому я не возьмусь сказать, каким был бы результат, если бы мы играли в другом месте. Но это не отменяет того факта, что мы хорошо подготовились и были уверены в своих силах.
НИМ: В Бостоне вы попали на турнир через квалификацию вместе с Ad Finem. Чего тогда не хватило, чтобы, как и грекам, дойти до финала?
А.Б.: Обратная картина – были не очень уверены в себе. Накануне бостонского «мэйджора» мы хорошо сыграли в Лос-Анджелесе, на «саммите», но это очень специфический турнир. Он проходит в частном особняке, все участники спокойно друг с другом общаются, в перерывах между матчами играют в видеоигры – словом, атмосфера там домашняя. Кроме того, на «саммите» мы показали много своих сильных стратегий, чего делать не надо было. Дали возможность соперникам изучить нас, подготовиться. В Киеве мы уже играли по-другому.
НИМ: Твой партнер по команде Lil сказал: «Единственная причина, по которой VP могут не выиграть «мейджор», это потому что им нужно выиграть The International 2017 (главный турнир года по Dota 2 – прим. ред.)»...
А.Б.: Если ты выигрываешь «мейджор», то к тебе определенным образом готовятся, определенное давление создается. Не было еще команды, которая бы выиграла «мейджор» и потом смогла победить на «интернейшенле». Поэтому все шутят, что, если ты выиграл «мейджор», то победы на главном турнире тебе не видать. А если занял второе место, то все возможно.
НИМ: До перехода в Virtus.pro, ты успешно играл за Vega Squadron. Помнишь, какая была твоя реакция, когда позвали в новую команду?
А.Б.: Да, отлично помню. На тот момент мы неудачно отыграли квалификацию на «интернейшенл», и я для себя решил, что если поступит хорошее предложение от сильной команды, тем более с перспективой выбрать состав под себя, то я приму его. Так и получилось. Когда Антон Черепенников (совладелец холдинга ESforce – прим. ред.) предложил мне собрать команду, я над ответом долго не думал.
НИМ: Когда ты собирал состав, тебе сказали, что сиюминутных побед не ждут – главное построить коллектив. Можно считать, что сейчас эта задача решена?
А.Б.: Становление коллектива в «Доте» – это что-то размытое. У всех команд по-разному. Кто-то становится друзьями, кто-то относится к игре исключительно как к работе. Да, стояла задача сделать крепкую команду, которая будет стабильно выступать. Основная мысль, которой я следовал, – не стоит делать замен в начале пути. Если у нас возникают проблемы, нужно решать их своими силами. Мы знали, что это мы на это способны. Но так получилось, что почти сразу начали хорошо играть. Да, был небольшой спад в конце декабря – в начале января, но он теперь позади. Что до задач, которые перед нами стоят сейчас, то это успешное выступление на главных турнирах, на «мейджорах» и «интернейшенале». Ну, и еще на «эпицентре» в июне надо будет очень достойно сыграть.
НИМ: Ты сказал, что в каких-то командах игроки становятся друзьями, в каких-то отношения строго рабочие. Как обстоят дела у Virtus.pro?
А.Б.: Когда мы не участвуем в турнирах и не тренируемся, то общаемся мало. Пока нельзя сказать, что мы друзья, что отмечаем праздники вместе, ездим друг к другу в гости. Но когда собираемся на нашей базе в Краснодаре, то регулярно всей командой выбираемся в кино или в футбол вот играем. И отношения у нас хорошие.
НИМ: В футболе за кого-нибудь болеешь?
А.Б.: Я занимался футболом в юности в течение лет где-то десяти. Может, чуть больше, может, чуть меньше. Но в последние годы матчи почти не смотрю, только если попадаю случайно на трансляции Лиги чемпионов. Не могу сказать, что за кого-то переживаю.
«Буду играть в «Доту» еще максимум пару лет»
НИМ: В Новороссийске тебя часто узнают на улицах?
А.Б.: Бывает такое. Подходят взять автограф, сфотографироваться.
НИМ: Странные просьбы были?
А.Б.: Иногда просят свозить на какой-нибудь на турнир.
НИМ: В Сиэтл на The International?
А.Б.: В Сиэтл самому бы пока добраться. Но надеюсь, что после Киева, если продолжим хорошо играть, нам дадут инвайт и не придется проходить квалификацию.
НИМ: В одном из интервью ты говорил, что главная проблема наших команд – отсутствие дисциплины, игра на инстинктах. Приходилось сталкиваться с этим в Virtus.pro?
А.Б.: Наверное, нет. Если какие-то признаки появляются, то мы пытаемся сразу с подобным бороться. Все должно быть подчинено единой идее. Во время матча все должны слушать одного человека, чтобы было как можно меньше случайных действий. Очень помогло то, что два месяца назад у нас появился тренер – Иван «ArtStyle» Антонов. Это очень важно, когда есть человек, которого все уважают. В ситуации, когда сами игроки по какому-то вопросу договориться не могут, Иван помогает уладить споры. Я не знаю в СНГ других команд, у которых был бы тренер. Это связано, наверное, с тем, что таких специалистов сейчас очень мало – то есть это должен быть игрок с именем, который либо завершил карьеру, либо находится без команды.
Кроме того, в коллективе, помимо тренера, должен быть возрастной, опытный игрок, который бы вел остальных за собой. В нашем случае это я, и для успеха нужно, чтобы ребята были согласны с моим пониманием «Доты». Если я что-то говорю, они это делают.
НИМ: У нас только с тренерами проблема или с хорошими игроками тоже?
А.Б.: Игроков-то как раз много, причем с высоким рейтингом. «Доту» любят.
НИМ: Почему Dota 2 в СНГ популярнее, чем League of Legends?
А.Б.: «Дота» была безумно популярна с самого момента появления, еще с карт для WarСraft III, которые назывались «три коридора». В компьютерных клубах только в нее и рубились. League of Legends игра более простая, и если твое знакомство с жанром МОBA началось с «Доты», то LoL как-то не зайдет. По крайней мере, я так вижу.
НИМ: В одном из интервью ты говорил, что тебе не нравятся токсичные игроки в пабликах. Как с этой проблемой можно бороться?
А.Б.: Решить ее очень сложно. В случае с высокоуровневыми игроками помочь можно только создание особой лиги с дивизионами. Чтобы люди понимали, что они теряют, проявляя свою токсичность. Например, если даже очень сильный игрок начинает себя таким вот образом вести, то его переводят из первого дивизиона, в котором только 100 человек со всего региона выступают, во второй или даже в третий. Должна быть какая-то мотивация. Пока все сходит с рук, вряд ли кто-то будет меняться. Это только с возрастом проходит.
НИМ: Кстати, о возрасте. Пару лет назад ты говорил, что для киберспортсмена 27 лет – потолок. В этом году тебе исполнится 27. Это и в самом деле потолок?
А.Б.: Вообще-то да. Я планирую поиграть в «Доту» еще максимум пару лет. Есть много примеров, когда уже возрастные игроки завоевывали свои главные титулы в возрасте 27 лет или около того. Тот же Fear. До перехода в Evil Geniuses у него карьера шла не очень. И еще важно, в какой роли ты выступаешь. Если ты возрастной игрок, то можешь быть полезен для команды как капитан, как человек, который разрабатывает стратегии. Я вижу свое место в нашей команде, и думаю, что пару лет еще справлюсь.
НИМ: Раньше ты играл мидера, а потом стал саппортом. Этот переход не связан с возрастом?
А.Б.: Нет. Саппортом я играл еще в «Веге». Мидером у меня тоже неплохо получалось, но это такая позиция, где нужно очень много практики. К тому же мне показалось, что я смогу легче попасть в команду, если сменю роль, потому что хороших саппортов было мало. О решении не жалею, оно оказалось правильным. На саппортах мне играть комфортнее.
НИМ: Раньше твой ник был SoloLineAbuse. Он ведь как раз и появился, потому что ты играл на миде, верно?
А.Б.: Да. У меня неплохо получалось, отсюда и выбор. Слово abuse («злоупотребление» в переводе на русский – прим. ред.) было тогда популярным. Но потом решил ник сократить, сделать более лаконичным. К тому же старый вариант написан с ошибкой, потому что в то время я не понимал разницу между словами line и lane.
НИМ: Dota 2 отнимает много сил. Есть что-то такое, на что ты бы хотел тратить больше времени, если бы оно у тебя было?
А.Б.: Мне кажется, если грамотно наладить распорядок дня, то свободное время появится. Я провожу время с семьей и друзьями, мы куда-то выбираемся, ездим отдыхать. Не могу сказать, что в моей жизни нет ничего кроме «Доты».