Ноутбук GL75 Leopard – пожалуй, самая интересная новинка от компании MSI, которую на сегодняшний день вполне можно назвать одним из эталонных игровых ноутбуков. Мы расскажем об особенностях этой модели на примере наиболее продвинутой ее модификации – 10SFK-224RU.
Начнем с общих характеристик линейки MSI GL75 Leopard. В нее входит дюжина модификаций с видеокартами серий NVIDIA GeForce GTX 1650/1660 и всего две фиксированные комплектации с видеокартами серии GeForce RTX (2060 или 2070). Самой продвинутой из них является как раз рассматриваемая нами сегодня версия 10SFK-224RU, основанная на процессоре Intel Core i7-10750H, 16 ГБ оперативной памяти DDR4-2666 и видеокарте GeForce RTX 2070. Также в активе данной модификации самый емкий SSD-накопитель во всей линейке (1 ТБ) и наиболее продвинутый IPS-экран разрешения Full HD с частотой обновления 144 Гц и цветовым охватом 72% пространства NTSC (у остальных 120-герцовый экран с охватом 45% NTSC).
Все модели линейки GL75 Leopard имеют контроллер Wi-Fi 6, гигабитный сетевой порт, веб-камеру, пару 3-ваттных динамиков и достаточно богатый набор внешних портов (3 x Type-A USB 3.2 Gen1, 1 x Type-C USB 3.2 Gen2, 1 x RJ45, 1 x HDMI 1.4, 1 x mDP, 1 x SD). Дисковая подсистема может включать до двух накопителей: по одному M.2 и 2,5″.
В тестировавшемся образце был установлен терабайтный накопитель WD серии SN730 с весьма неплохими параметрами: скорость чтения до 3400 МБ/с, записи – до 3100 МБ/с, до 550 тыс. IOPS при чтении и записи и ресурс в 400 полных перезаписей объема накопителя. Отсек для 2,5″ накопителя при этом свободен для установки любого подходящего устройства хранения данных.
Самые младшие варианты с видеокартой GeForce GTX 1650 обладают батареей на 41 Вт*ч (остальные – 51 Вт*ч), также есть отличия в подсветке клавиатуры, традиционно произведенной SteelSeries (у младших модификаций – монохромная красная, а у старших, с видеокартой GeForce GTX 1660 Ti или выше, – полноцветная с покнопочной настройкой).
Интересной и полезной особенностью является возможность настройки зарядки аккумулятора. Можно по старинке заряжать его до 100%, но такой режим зарядки при преимущественно стационарной работе ведет к ускоренному износу. Для увеличения срока службы батареи можно выбрать режим с зарядкой до 70-80% (зарядка будет включаться при падении заряда ниже 70% и останавливаться по достижении 80% емкости).
Габариты модели составляют 397 x 268,5 x 29 мм, а вес – 2,6 кг, что весьма немного для 17,3″-ноутбука. Корпус в основном сделан из пластика (металлической является только крышка экрана), но качество сборки не вызывает нареканий.
В целом, характеристики достаточно типичны для современной игровой модели. Графической мощи GeForce RTX 2070 (отметим стандартное исполнение видеокарты, а также ее принадлежность к обновленной версии весны 2020 года, получившей ряд оптимизаций и улучшений) на долгие годы хватит для игры при высоких настройках в «родном» разрешении экрана 1920х1080 точек – больше которого при диагонали экрана 17,3″ и не надо. Кроме того, любые актуальные на сегодня игры при хорошем качестве могут быть запущены на внешнем мониторе с большей диагональю экрана и разрешением. Такие режимы, как 2560х1440, а зачастую даже 3440х1440, в самых ресурсоемких играх видеокарте вполне по силам.
Результаты в 3DMark
Тест | Результат |
Fire Strike, баллы | 17798 |
Fire Strike Extreme, баллы | 9247 |
Fire Strike Ultra, баллы | 4847 |
Time Spy, баллы | 7519 |
Time Spy Extreme, баллы | 3555 |
Port Royal, fps | 20,86 |
Port Royal (DLSS), fps | 29,95 |
Общий уровень производительности мы оценили в тестовом пакете 3DMark при использовании наиболее производительного профиля «Extreme Gaming» – и этот уровень ожидаемо высок, превосходя типичные результаты ноутбуков с GeForce RTX 2080 в энергоэффективном исполнении Max-Q. Если же сравнивать с десктопами, то это приблизительно уровень настольной игровой системы (в отличие от ноутбука не ограниченной жесткими лимитами энергопотребления комплектующих) с видеокартой GeForce RTX 2060 Super и процессором старшего семейства.
Также не стоит забывать и о «фирменных» возможностях видеокарт NVIDIA – таких, как трассировка лучей в реальном времени и технология интеллектуального сглаживания DLSS 2.0 (Deep Learning Super Sampling 2.0). Если первая технология направлена на создание максимальной реалистичности картинки в плане освещения, то вторая способна заметно поднять производительность.
Если в 3DMark посмотреть на картинку теста Port Royal (ray-tracing + сглаживание TAA) и сравнить ее с NVIDIA DLSS feature test из того же пакета (тот же Port Royal, но с заменой сглаживания TAA на DLSS), то можно отметить значительно лучшую четкость картинки при использовании DLSS. Это заметно во многих деталях: «расшивка» дна корабля и посадочного круга, четкость отображения элементов дюз, различимость решеток и маркировок на заднем плане... Настоящим же чудом при этом кажется выросший при одновременном улучшении качества картинки фреймрейт – прирост скорости превышает 40%.
Если трассировку лучей пока поддерживают лишь немногие игры (а так, чтобы это действительно явно влияло на картинку, а не только радикально роняло быстродействие – так и вообще без преувеличения парочка), то поддержка DLSS 2.0 на текущий момент реализована в Control, Death Stranding, Deliver Us The Moon, MechWarrior 5: Mercenaries, Minecraft и Wolfenstein: Youngblood – и в любой из них можно отметить значительный прирост как быстродействия, так и качества изображения. Этот список вскоре будет пополнен и новыми релизами, включая долгожданный Cyberpunk 2077. Поддержка первой версии DLSS имеется еще в десятке тайтлов (включая Battlefield V, Metro: Exodus и Monster Hunter: World), но в определенных ситуациях использование ранней версии технологии может привести к проблемам с качеством изображения.
Температурный режим при максимально производительной конфигурации довольно жесткий, и в наиболее тяжелых тестах, дающих максимальную нагрузку одновременно на центральный процессор и графическую карту, мы зафиксировали максимальную температуру CPU около 97° C, а температуру GPU – 74° C. При этом довольно высок и уровень шума.
Но при отсутствии необходимости выжимать максимум производительности (что вполне позволительно в большинстве игр при «родном» разрешении экрана) можно перевести работу системы охлаждения в менее напряженный режим. Рабочие частоты несколько снизятся, но и шум также практически перестанет доставлять неудобства.
Отдельных хороших слов заслуживает и примененный в модели экран. В его основе лежит выпускающаяся со второй половины 2018 года матрица Innolux N173HCE-G33 с максимальной частотой обновления 144 Гц и широкими углами обзора. Хотя для получения типичных 8 бит на цветовой канал в матрице используется интерполяция цветов (6 бит + FRC), цветопередача изначально настроена весьма хорошо, а для игровой модели – просто отлично.
Цветовой охват матрицы почти идеально совпадает с пространством sRGB, что делает его вполне пригодным для работы с цветом как минимум на любительском уровне при условии достаточного качества настройки прочих параметров.
Точка белого и оттенки серого настроены вполне достойно: отклонения от целевых параметров для экрана без индивидуальной калибровки весьма хороши. Также неплохо настроена цветовая температура: она чуть завышена относительно целевого уровня 6500К, но отклонения укладываются в 200-300К, что на глаз практически незаметно.
Несколько хуже дело обстоит с гамма-кривыми: средняя гамма составляет 1,9 вместо 2,2, что приводит к некоторому переосветлению картинки. Для игровых целей это даже неплохо (повышается различимость деталей в тенях). Также можно отметить, что гамма-кривая красного цвета пролегает значительно ближе к целевой кривой (на графике показана черным). Впрочем, для любительской работы с цветом уровень отклонений не настолько велик, чтобы стать ощутимой проблемой.
Также отметим, что экран несколько превысил обещания производителя по яркости и контрастности (306 кд/м2 и 1047:1 при заявленных MSI 300 кд/м2 и 800:1 соответственно).
Впрочем, ноутбуки такого класса берут обычно все же для игры, а не для работы с цветом – и тут у нас нареканий еще меньше.
Уровень артефактов разгона матрицы относительно невелик, хотя и заметен на некоторых цветовых переходах в виде пересвеченного шлейфа за объектами. Уровень же быстродействия весьма неплох для матрицы IPS-класса. Более быстрыми по нашему опыту являются лишь последние матрицы nano-IPS производства LG, но, насколько нам известно, до ноутбуков они еще не добрались.
Не отмечено проблем и с пропуском кадров при максимальной частоте обновления, которой порой грешат некоторые дисплеи (при их наличии в ряду «засвеченных» секторов на фото были бы черные вставки).
Единственная претензия, которую можно предъявить экрану в игровом плане – отсутствие поддержи NVIDIA G-SYNC.
Клавиатура отличается коротким ходом клавиш и хорошо выраженным тактильным откликом. При сильном нажатии в средней части корпус ноутбука может слегка прогибаться вниз, но в целом работа с клавиатурой обеспечивается вполне комфортная.
Подсветка может настраиваться при помощи утилиты SteelSeries Engine. Доступны индивидуальные настройки цвета для каждой клавиши, а также различные эффекты цветовых переходов.
Интересной и удобной особенностью является реализация управления через функциональную клавишу: при ее удержании подсветка имеется только на тех кнопках, которые задействованы для изменения каких-либо параметров.
Звук встроенной акустики по меркам мобильных компьютеров неплох, но бурных восторгов все же не вызывает. Как и у большинства современных игровых (и не только) ноутбуков, динамики размещены с нижней стороны и «смотрят в стол» – в таких условиях вряд ли возможно добиться по-настоящему естественного звучания даже при безупречных параметрах собственно динамиков.
Впрочем, настоящий геймер в любом случае предпочтет использовать гарнитуру – и с ней возможности качественного звукового тракта и программного обеспечения Nahimic 3 могут в полной мере раскрыть свои достоинства.
Что же в итоге? Перед нами практически оптимальный с точки зрения сочетания цены, производительности и «запаса прочности» на ближайшие годы ноутбук, в котором ради доступной на фоне аналогов цены пожертвовали второстепенным (вроде цельнометаллического корпуса), но сохранили главное.
Отдельных похвал заслуживает экран, сочетающий высокую частоту обновления, низкое время отклика, достаточный цветовой охват и хорошее качество заводской настройки. Разрешение при этом выбрано оптимально для диагонали 17,3″: плотность пикселей сравнима с 32-дюймовым 4К-монитором, но при этом нет нужды в масштабировании интерфейса и гораздо ниже требования к производительности видеокарты для игры в «родном» разрешении экрана.
Рассмотренный нами флагманский представитель линейки MSI GL75 Leopard обойдется в отечественной рознице примерно в 140 тыс. рублей – дешевле подавляющего большинства сравнимых по начинке конкурентов, большинство из которых вдобавок хоть в чем-то (качество экрана, быстродействие накопителя, удобство клавиатуры и т.п.), но проигрывают герою сегодняшнего обзора.
Цена на более простые по начинке модели этой серии может быть значительно ниже, но все же мы бы не советовали геймерам брать варианты с видеокартой слабее, чем GeForce GTX 1660 Ti, и с SSD-накопителем менее 512 ГБ. Такие модели обойдутся примерно в 100 тыс. рублей.