«Майор Гром: Чумной Доктор» – веха для современного российского кинематографа: первая отечественная экранизация комиксов наглядно доказала, что в России умеют снимать не только дешевые комедии и натужно-мрачные триллеры, но и отличные бодрые боевики. Мы пообщались с Артемом Габреляновым, продюсером и сценаристом фильма, чтобы узнать, как создавалось кино и что ждет Грома в будущем.
Навигатор игрового мира: Почему вы взяли за основу арку Чумного Доктора? Из-за актуальности темы или хотели показать становление майора и его команды?
Артем Габрелянов: Думаю, все сразу. Во-первых, как показывает бурное обсуждение в социальных сетях, это действительно актуально. Во-вторых, это первая история, в которой мы рассказали о майоре Громе и его противнике – Чумном Докторе.
НИМ: Как думаете, почему в соцсетях так увлеченно ищут параллели с реальностью?
А.Г.: Наше общество сейчас настолько поляризовано, что любое событие, любое творчество сравнивают с окружающей реальностью. Грустно, что люди не могут абстрагироваться и просто посмотреть кино. С другой стороны, пройдет три-четыре года, и, я надеюсь, фильм будут воспринимать иначе.
НИМ: Поговорим о более приземленных вещах: почему Майор выбирает шаверму? Это ваше личное предпочтение как сценариста?
А.Г.: Шаурму и шаверму любят по всей России, причем представители разных профессий и с разным достатком. Купленная в ларьке у метро она объединяет всех. Это наш культурный код. Например, в США это не поймут – у них другие любимые блюда. Несмотря на то, что в России тоже много бургерных, шаверма все еще удерживает главные позиции.
НИМ: Думаем, после выхода фильма популярность шавермы возрастет.
А.Г.: Многие говорят, что получилась самая дорогая реклама шавермы в истории!
НИМ: В кабинете Разумовского много произведений искусства. Почему картина «Рождение Венеры» занимает в нем центральное место?
А.Г.: Это отсылка к комиксу, где маленький Сергей Разумовский дописал школьное сочинение и начал рисовать «Рождение Венеры» Боттичелли. А учительница его при всех отругала – мол, рисует голую тетку в тетрадке. Высмеивание за любовь к искусству травмировало его. И мы решили поместить картину в его офис. Причем, когда соратник Разумовского Олег Волков смотрит на нее, он видит не только шедевр, но и то, что спрятано под ним. Ведь с помощью картины можно получить доступ к костюму Чумного Доктора, и за прекрасным скрывается что-то ужасное и опасное.
НИМ: В мире майора Грома есть телевидение, интернет, ютуберы. А как обстоят дела с видеоиграми?
А.Г.: Если внимательно посмотреть, у майора Грома в квартире есть Xbox. Мы долго думали, что предпочитает герой: PlayStation или Xbox, – и остановились на консоли Microsoft. У Разумовского точно PlayStation. Хотя у него наверняка есть все: и Nintendo Switch, и многое другое.
НИМ: В какие игры играет Гром? В шутеры?
А.Г.: Думаю, в Gears of War он бы точно сыграл, в FIFA тоже. Во что-нибудь веселое, сессионное.
НИМ: Но не в GTA?
А.Г.: Грому сложно играть в GTA. Он подсознательно ненавидит преступников, поэтому играть за них сам не смог бы.
НИМ: Почему питерские полицейские в фильме хорошие, а московские не очень?
А.Г.: Это было важно для сюжета, плюс нужен был второстепенный антагонист, вставляющий палки в колеса, на которого можно спустить пар. Им стал Евгений Стрелков, но я бы не сказал, что он совсем нехороший. Он преследует свои цели, имеет систему морали и ловит преступников. То, что он человек неприятный – факт. Но как винтик механизма – функционирует. Он верит в систему, чего не делает сам Гром. Майор, наоборот, подвергает все сомнению, ругает систему, на которую работает. Это отличает его от Стрелкова и, кстати, роднит с Чумным Доктором. Думаю, если мы будем развивать нашу киновселенную, мы и Москву покажем с интересной, необычной стороны.
НИМ: В фильме социальная сеть «Вместе» дает бесплатный доступ к любому контенту. Насколько это законно, и почему никто не задумался о легальности такой сети?
А.Г.: Мы не стали углубляться в правовые вопросы, но это законно. Компания «Вместе» выкупает права на публичное использование музыки и фильмов и ретранслирует их пользователям. По сути, это Facebook, Instagram, Netflix и YouTube в одном флаконе. Презентуя соцсеть, Разумовский выступает за то, чтобы люди получали опыт, эмоции, впечатления и знания. И мы, через Разумовского, транслируем, что хотели бы видеть в нашем современном обществе и интернете.
НИМ: Планируете прокат фильма на Западе? В кинотеатрах или стриминговых сервисах?
А.Г.: Сомневаюсь по поводу кинотеатров – с ними сложно из-за пандемии. Мы сделали ставку на стриминговые сервисы. На EFM-2021 (Европейский кинорынок в рамках Берлинского международного кинофестиваля – прим. ред.) продали прокатные права во все основные регионы мира. А вот в Китае ведем переговоры о показе в кино. Говорят, все наши положительные герои будто «европейские», а отрицательные ближе к аниме и манге. Будет интересно посмотреть, как это «выстрелит» в Китае.
НИМ: Наверняка осталось много материалов, которые не вошли в финальную версию фильма. Есть планы смонтировать их в сериал?
А.Г.: Очень много материалов осталось! Могла бы получиться трехчасовая версия фильма, которую можно разбить на 40-минутные серии. Это был бы хороший эксперимент. Сейчас нам интересна реакция зрителей на стриминговых платформах. Тогда поймем, насколько людям интересен наш подход к современной супергероике. Ведь это та же супергероика – только без плащей и лазеров из глаз!
НИМ: Расскажите про создание замечательного открывающего ролика, в котором используется песня Виктора Цоя «Перемен!».
А.Г.: По условиям договора, запрещалось включать песню Цоя в состав саундтрека к фильму, но можно было использовать ее в промо-материалах рекламной кампании. И мы исхитрились донести эту кавер-версию до зрителя, превратив открывающие титры в своего рода промо-материал.
НИМ: А кто спел песню?
А.Г.: Школьница из Санкт-Петербурга, которую знает наш композитор Роман Селиверстов. Он сразу не сказал, чья это песня, и просто попросил ее спеть. В итоге она настолько «нащупала» какой-то нерв своим голосом, своими интонациями, что получилось очень круто.
НИМ: Откуда брали вдохновение для визуального ряда ролика? Может, из игр что-то почерпнули?
А.Г.: Напрямую, нет. Но лично я большой фанат игр Blizzard. И я часто скидывал нашему композитору заставки «Близзардов». Мол, тут хочу, чтобы музыка так же долбила, тут хочу похожих эмоций. И мне кажется, получилось интересно. Особенно в финальной битве.
НИМ: Чумной Доктор заказал свой костюм в зарубежной компании. Почему не поддержали отечественного производителя?
А.Г.: Это еще одна отсылка к другому нашему комиксу – «Красная Фурия». Чумной Доктор заказал костюм у Хольта. Его штаб-квартира находится в Нидерландах, сам он наполовину европеец, наполовину японец. Нам хочется развивать линию Хольта, как воротилы оружейного бизнеса по всему миру, который устраивает военные конфликты в своих интересах. Для построения мира будущей киновселенной – это интересно.
НИМ: Сам костюм для съемок был сделан в России?
А.Г.: Да, нашими мастерами. Все наше производство было в России. Только оркестровый саундтрек записали в Лондоне, на Abbey Road Studios. Звучит бомбически и стоит тех денег, что на него потратили. А части костюма делали в Москве, Санкт-Петербурге и Туле. Всего было пять костюмов, три актера в них и два каскадера. В основе гидрокостюм, на который крепятся части брони, и в нем быстро становится жарко. После съемок эти костюмы можно было выжимать – их сушили и чинили прямо в перерывах!
НИМ: Все артисты читали первоисточник перед съемками?
А.Г.: Мы проследили, чтобы все прочитали, понимали подноготную своих персонажей.
НИМ: Какие планы на будущее? Продолжение Грома? Экранизации других комиксов.
А.Г.: Наша первоочередная задача – продолжение Грома. Благодаря героям, которых затащим в продолжение, сможем дальше развивать нашу киновселенную. Чтобы был общий «локомотив», продвигающий остальных персонажей за счет узнаваемости и вовлеченности в общую историю.
НИМ: У Bubble Comics много разных персонажей. Почему начали именно с Майора Грома?
А.Г.: Во-первых, это наш самый популярный комикс. Надо закрепиться в киноиндустрии с самыми известными историями, чтобы в дальнейшем охватить другие серии. Во-вторых, это самый выполнимый в текущих условиях проект. Если сразу делать, например, «Бесобоя» бюджет вырастет в два раза и больше. Майор Гром – понятная история о добре и зле, о том, что насилие – большая ошибка, даже если борешься за какие-то идеалы. Мы гордимся тем, что получилось, поднабрались опыта и уверенности. И следующие фильмы будем снимать более нагло и зрелищно.
НИМ: Это будут тоже полнометражные фильмы или короткометражки, сериалы, анимация?
А.Г.: Мы хотим остаться в рамках одной концепции. У нас есть замечательные актеры и договоренности о будущих фильмах.
НИМ: Когда ждать следующий фильм?
А.Г.: Чем лучше будут кассовые сборы, чем больше будет просмотров, тем быстрее мы его сделаем. Нам будет легче найти финансирование, будет больше эмоциональной отдачи у команды. На предложение должен быть спрос. Вот мы сейчас прощупываем этот спрос.
НИМ: Желаем его нащупать!
А.Г.: Спасибо! Мы надеемся переломить стереотип, что русские фильмы – это только третьесортные комедии и очень мрачные драмы про смерть и тлен. Хотим доказать, что есть другое – классное, зрелищное, интересное кино, которое приятно смотреть. А если захочешь найти мораль, ты ее найдешь, но мы ей не грузим насильно, не заставляем делать какие-то выводы.