Незадолго до премьеры «Фуриосы» режиссер Джордж Миллер обмолвился, что он недоволен и разочарован игрой Mad Max, выпущенной студией Avalanche в 2015 году. Тем сильнее было удивление зрителей, когда на киноэкране появился рейдерский вожак Скротус из этой самой игры. А сильно недоделанной машиной героиню одарил не кто иной, как Чамбакет – механик, стараниями Avalanche на время ставший верным напарником Макса.
Более того: сам по себе конфликт рейдерской империи Несмертного Джо с ордой байкеров Дементуса, лежащий в центре сюжета «Фуриосы», тоже был в игре. Правда, вот этот момент могли заметить только фанаты, потому что в данном конфликте игрок участия не принимал; на него только были отсылки. Тем не менее, данные отсылки эти во многом совпадают с тем, что мы увидели на экране.
Но. Это не значит, что Миллер вдохновлялся творением Avalanche, потому что дела, скорее всего, обстоят с точностью до наоборот.
Восставшие из пепла
Игру по «Безумному Максу» пытались создать несколько десятилетий. Помимо самого Джорджа Миллера, в разные годы над проектом трудились очень именитые разработчики – в том числе авторы Fallout и God of War. Впрочем, несостоявшиеся «Максы» – тема для отдельной статьи; сейчас для нас главное то, что еще в девяностые был написан сценарий мультимедийной трилогии: в нее должен был войти фильм «Дорога ярости», та самая кочующая по студиям игра, плюс аниме «Фуриоса».
Подчеркнем: все это было написано еще в девяностые. То есть производственный ад для новой трилогии растянулся больше чем на десять лет. И в какой-то момент Warner Brothers надоело: корпорация просто отобрала у Миллера все наработки и передала их студии Avalanche, а режиссеру велела заниматься исключительно фильмом.
Ситуация получилась не очень красивой, но Гордиев узел был наконец разрублен: «Дорога ярости» вышла. Игра тоже вышла – и, хотя Миллер ей остался недоволен, она весьма неплохо соответствовала духу и букве франшизы. Что касается «Фуриосы», то из аниме она превратилась в фильм с живыми актерами и изрядно задержалась в производстве. Но спустя девять лет после «Дороги ярости» приквел, повествующей о молодых годах однорукой дорожной воительницы, все-таки попал на широкие экраны.
Безумный Макс и Разумный Джек
Что самое ироничное, именно темные пятна предыстории Фуриосы фильм почти не раскрывает. Почему героиня ненавидит Несмертного Джо (который тут выглядит почти что положительным персонажем), за какие грехи ищет искупления, как ее родная община из рая на земле превратилась в токсичное болото – ничего этого мы не узнаем. Есть только схематичная история мести Дементусу, убившему ее близких, и не менее схематичная история любви с неким Преторианцем Джеком, который почти буквально срисован с Макса, но не обладает и десятой долей проработки его характера. А выпадающие на долю героини трудности уравновешиваются роялями в кустах и подарками судьбы.
Все еще достоин!
Насколько предсказуемой вышла история самой Фуриосы, настолько удивила проработка образа Дементуса. Изначально утверждалось, что Крис Хемсворт (более всего известный как Тор из киновселенной Marvel) сыграет тут молодого Несмертного Джо. Но роль эксцентричного вожака орды механизированных кочевников подошла ему даже лучше. На первый взгляд, этот отталкивающий кадр выглядит своеобразной реинкарнацией предводителя отморозков из первого, самого мрачного, «Безумного Макса». Однако по ходу фильма раскрываются очень интересные подробности его предыстории и характера, а уж финальная сцена искупает все промахи сценария.
Одно плохо: в отличие от злодеев из предыдущих «Максов», орда Дементуса не смогла задать новый стандарт дизайна. Да, есть великолепная колесница, запряженная тройкой байков, есть отсылки на скандинавских богов, есть замечательная банда летающих рейдеров на дельтапланах, парашютах и даже поднятом в воздух пропеллерном мотоцикле. Но вот на экране появляются выбеленные фанатики на безумных грузовиках из «Дороги ярости», вот снова отжигает мутант с гитарой-огнеметом – и за простецкие кожаные куртки, современные автоматы и слегка тюнингованные «харлеи» их противников становится просто стыдно.
Фурия на фуре
Но главное: аниме-прошлое «Фуриосы» видно невооруженным взглядом. Фильм смотрится именно как ужатый до киноформата сериал; он даже разбит на пять именных эпизодов. И подзаголовок «Хроники Безумного Макса» выбран не случайно: хотя сцены дорожных сражений на боевой фуре здесь сняты не хуже, чем в «Дороге ярости», ураганному экшену отводится далеко не так много времени. Зато в «Фуриосе» есть много подробностей о постапочных политике и логистике, отсылки на игру и ранние концепты Миллера, немного психологической драмы и довольно неожиданный финал с несколькими взаимоисключающими концовками.
Для фаната вселенной все вышеперечисленное – настоящий подарок. Но рекламировали-то ленту совсем в другом ключе, поэтому отзывы и сборы «Фуриосы», увы, не впечатляют. Будет большой удачей, если она сможет хотя бы окупиться.
Однако и «Дорога ярости» еле-еле смогла отбить свой бюджет, что не помешало ей возглавить хит-парады лучших фильмов XXI века и оставить огромный след не только в жанре постапокалипсиса, но и в киноиндустрии вообще. А «Фуриоса» к тому же пробудила интерес к незаслуженно забытой «мониторизации» от Avalanche: весь YouTube расцвел роликами на тему «я поиграл в Мad Max в 2024 году, это шедевр!»
Так что, глядишь, Джордж Миллер вернется к теме и все же сделает, как грозится, идеальную игру по «Безумному Максу» руками Хидео Кодзимы. Раз уж с Брайаном Фарго и Кори Барлогом не получилось.