Антон Бондаренко, 13 февраля 2018

Статус главного героя RPG с открытым миром накладывает на героя серьезные ограничения: чем меньше его связывает с собственно миром – тем лучше. Поэтому его родители, друзья, а лучше всего – родной город целиком, обречены на лютую гибель в первые пятнадцать минут. Но Kingdom Come: Deliverance – RPG не обычная, а псевдоисторическая, про Чехию 1403 года. Поэтому и путь у нее самобытный.

Нет, вы не подумайте: родная деревня нашего Индро (в английской версии он Генри, но локализаторы решили подбавить чешского колорита) действительно обречена, равно как и большая часть ее жителей. Однако до того, как нас спустят со сценарного поводка, пройдет не пятнадцать минут и не тридцать, а добрые два часа, в ходе которых Индро успеет и дипломатией побаловаться, и преступление совершить, и пофехтовать, и несколько раз огрести в безнадежных сражениях.

Уже в прологе можно оценить одну из главных особенностей Kingdom Come: вариативность развития квестов. Например, отец посылает нашего Индро за покупками, а по пути – заглянуть к соседу, чтобы забрать у него долг. Сосед даже на уговоры отвечает отказом, после чего можно вернуться к отцу и получить немного денег, чтобы было чем оплатить покупки. А можно – украсть вещи соседа, продать их и купить все самому. Или запугать его. Или набить морду и забрать все в открытую. Но ввязавшись в драку, можно и огрести – хотя и не насмерть, все-таки соседи. И в каждом из этих вариантов сюжет пойдет дальше, причем Индро непременно припомнят, как именно он повел себя в данной ситуации. И так – практически в каждом квесте в этой очень немаленькой игре.

Принцонищий

Это может странно прозвучать, но один из главных недостатков Kingdom Come – то, что здесь до неприличия легко разбогатеть. Хочется соответствовать задуманному разработчиками образу, отыграть историю простолюдина, который потерял все и нечеловеческими усилиями пробивается наверх – но как это сделать, когда богатство прямо-таки просится в руки?

Практически по любому поводу можно поторговаться: от размера оплаты за обучение до цены кружки пива в таверне

Например, в местной алхимии используются не какие-то экзотические компоненты, а самые обыкновенные травы: крапива, полынь, валерьяна и тому подобные. Поэтому никто не мешает пойти на ближайшую поляну, нарвать мешок одуванчиков, отнести их алхимику и получить неплохую сумму. Пара-тройка таких рейсов – и хватит если не на пластинчатый доспех, то хотя бы на кольчугу и меч. Причем растет трава где угодно: крапиву обычно можно нарвать в двух шагах от алхимика, а любое поле прямо-таки покрыто зарослями мака, маргариток и шалфея – знай себе собирай. Причем чем больше собираешь, тем выше качается соответствующий скилл нашего Индро, пока он не начинает за один клик собирать все, что растет в радиусе пары-тройки метров.

Вопрос моды

Одежда в игре – это не только броня, но еще и показатель статуса: если Индро будет одет в новенький пластинчатый доспех – его встретят гораздо более тепло, чем если он будет одет в лохмотья. На практике это означает, что ему будет гораздо проще кого-то в чем-то убедить или запугать, поэтому дипломатам однозначно стоит потратиться на комплект дорогих тряпок, регулярно их чинить и стирать (есть тут и такая опция). Впрочем, ворам и прочим диверсантам о форме одежды тоже нужно думать: надетый доспех немилосердно шумит и сверкает, поэтому для стелса лучше раздобыть себе шмот темных тонов и бесшумные сапоги.

Впрочем, продажа гербариев алхимикам – не лучший путь к коммерческому успеху, гораздо выгоднее освоить профессию самому. Обставлена алхимия в виде мини-игры, где нужно точно повторить рецепт. Например, чтобы сварить склянку лечащего снадобья, требуется налить в котел воды, бросить две пригоршни крапивы, поварить секунд тридцать, не доводя до кипения, остудить, добавить календулы – и вуаля! В каких-то рецептах отвар еще придется дистиллировать, или предварительно растолочь ингредиенты в ступке, но в целом все элементарно. Стоит же получившееся зелье в разы больше ингредиентов, так что голодным алхимик не останется. Да и в приключениях полезно: отварами можно лечить раны, нейтрализовывать яды, травить врагов или бафить Индро – причем бафить основательно, с нужными склянками боевая эффективность нашего молодца вырастает в разы.

Есть и другие способы заработать, в первую очередь – банальное браконьерство. Охота за зайцами – так себе занятие: прицела у местных луков нет, стрелять приходится на глазок, поэтому попасть в длинноухое тельце непросто, а мяса на нем – копейки. Другое дело, если выследить оленя: и попасть проще, и стоит дороже. Ну а кабаны – и вовсе чудо природы: сами бегают за Индро, серьезных ран нанести не в состоянии, а забить их можно даже мечом. Да, чисто технически браконьерство – преступление, но егерей в местных лесах не сыскать, а торговцы предпочитают не спрашивать, откуда у простолюдина несколько центнеров свежей оленины.

Охота на кабанов больше похожа на промышленную заготовку мяса

Последний способ относительно честного (в смысле, совсем бесчестного) заработка – банальный криминал. Хотя Индро – персонаж вроде как положительный, никто не мешает ему, например, заняться карманничеством. Однако дело это глупое и опасное – стырить можно только какую-то мелочь, а вот попасться – легче легкого. Потому лучше дождаться ночи, подстеречь стражника и тихонечко пристукнуть его со спины – риска никакого, а броня стоит приличную сумму. А еще лучше залезть в дом какого-нибудь богача – шелковые сорочки стоят гораздо больше, чем залатанная стеганка дозорного. Причем если прийти «в гости» днем, опасности нет никакой: днем важные люди занимаются своими важными делами в городе, и, если хватит навыка, чтобы незаметно открыть дверной замок – дальше никто не помешает заниматься справедливым перераспределением богатств в одном отдельно взятом уголке Чехии.

И даже если не прибегать ко всем этим схемам, босяком герой не окажется. По сюжету ему выдадут и кое-какое оружие, и сносные доспехи, и коня, а лута с противников вполне хватает, чтобы жить без бед.

Один против всех

Еще один явно недоработанный момент – боевка. На стадии «Кикстартера» нам обещали, что Kingdom Come будет чуть ли не симулятором фехтования, а каждая стойка, каждый удар, каждое парирование будут основаны на сохранившихся средневековых учебниках. Что броня будет не чем-то абстрактным, что при обсчете повреждений будет учитываться не только тип урона (колющий, режущий, тупой), но и место, куда он пришелся, поэтому если налокотник прикрывает только сустав, а прилетело по кости – никакого уменьшения урона не будет.

И блин, вроде все это в игре есть. Аж тринадцать слотов для одежды и доспехов, включая раздельные слоты для шлема и подшлемника. Шесть зон, в которые можно целиться (конечности, голова и корпус). Финты и цепочки ударов. Парирования и контратаки. Комбо с историческими прототипами и названиями. Противники, опять же, очень красиво меняют стойки и делают выпады. А вот ощущения нормального боя все равно нет.

Между прочим...

Ролевая система у Kingdom Come: Deliverance своя, но довольно стандартная: четыре базовые характеристики (сила, ловкость, живучесть и красноречие) и полторы дюжины навыков – владение разными видами оружия, алхимия, взлом замков и даже умение пить, что небесполезно, поскольку некоторые алхимические зелья делаются на основе алкоголя, и бафаясь, есть опасность упиться до беспамятства. Качается все по мере использования и друг другу не мешает, поэтому к финалу Индро вполне может прийти натуральным мастером на все руки.

Начать стоит с поистине идиотского решения, что, пока у персонажа не сбита в ноль дыхалка (то есть желтая полоска стамины), хитпоинты при ударах практически не уменьшаются. То есть получил ты топором по голове, защищенной жиденьким подшлемником, сделал шаг в сторону, передохнул – и опять как новенький. Причем противник этот шаг сделать как правило дает, вместо того чтобы напрыгнуть на «поплывшего» Индро и быстренько заметелить.

И это не единственная проблема. Где бы ни происходила драка – в поле, на дороге, в лесу или в ручье по щиколотку в воде, персонажи будут сохранять идеальный баланс, будто они дерутся в кедах на сухом асфальте. Никто не оступится из-за подвернувшейся под ногу ветки, не споткнется о кротовий холм, не поскользнется на размокшей глине. О целенаправленном выведении противника из равновесия речь и подавно не идет: ни подсечек, ни захватов, ни бросков, даже банальное теснение щитом – и то не реализовано. Наконец, искусственный интеллект совершенно не умеет использовать численное превосходство: банально отступая назад-вбок, врагов можно растащить и расправиться с ними по одному.

Живая история

Так что злопыхатели, которые называют Kingdom Come «чешским Скайримом», вполне имеют на это право. Тем более что здесь есть и квесты уровня «вот там лагерь бандитов, пойди убей их», и откровенная магия в виде алхимических снадобий. Но там, где механики хромают, игра берет свое атмосферой. Просто потому, что никто другой еще не пытался воссоздать нефэнтезийное средневековье на таком уровне. Каждый город – это действительно город, с жилыми домами, тавернами и лавками. В большинстве из них Индро делать нечего – ну, заскочит он один раз к башмачнику, чтобы починить приглянувшуюся пару обуви, и больше про него и не вспомнит – а башмачник до самого конца игры будет жить по своему расписанию, болтать с покупателями и по вечерам ходить в таверну. Технологии наконец сделали нужный шаг вперед, и имитация жизни, которая в том же Oblivion смотрелась абсурдно и нелепо, здесь выглядит красиво и правдоподобно.

Одна из мизансцен, на которые можно натолкнуться в ходе путешествий. Кто, кого и за что убил – останется тайной

За границами городов дни тоже идут своим чередом. Тут и там разбросаны хуторы, обитатели которых просто живут – возделывают поля, рубят дрова, ткут – им нечего сказать герою, герою нечего сказать им, они просто статисты – но эти статисты играют ключевую роль в создании правдоподобности этого мира. А еще на эту правдоподобность играет пустота: от города к городу, от квеста к квесту Индро придется пересекать бескрайние поля и леса, на которых не встретится ничего, кроме случайного путника, пары зайцев или вездесущих одуванчиков. И это – большой плюс по сравнению с тем же Witcher 3: если шагу нельзя ступить, чтобы не вляпаться в утопца или гуля – это не «живой» мир, это декорации, чтобы ведьмак мог пройти и погеройстовать. А здесь Индро – лишь человек. Со временем – довольно важный и крутой, но он все равно лишь малая деталь этого мира.

Ну, и нельзя не сказать про ночи, которые получились выше всяких похвал: темно настолько, что в буквальном смысле ни черта не видно, свалиться куда-то не туда и переломать ноги (в буквальном смысле – повреждения зонируются и накладывают соответствующие штрафы) без факела – проще простого. Да и с факелом ситуация не сильно лучше, поэтому ночью любому огню на горизонте радуешься, как ребенок – там хорошо, там люди! Даже если это окажутся бандиты, не страшно – потушим факел, подкрадемся, застрелим дозорного из лука или свернем ему шею, перережем спящих – и будем дожидаться рассвета у костерка, уплетая изъятый у разбойников бублик.

Пока Индро не выучится читать, буквы во всех книгах будут перемешаны. Впрочем, разобраться все равно можно.

Лишь одно разработчикам можно поставить в укор: в ранних версиях лес был намного гуще, а сейчас стал практически стандартно-игровым: сухостоя и бурелома почти нет, подлесок отсутствует, поэтому по лесу можно гонять галопом не то что по тропинкам, а вообще как угодно. Но атмосфера все равно есть, чему немало способствуют мелкие детали – всякие там развалившиеся и поросшие мхом хижины, следы чьей-то стоянки и тому подобные артефакты человеческого прибывания.

В общем, Kingdom Come – игра не идеальная, но совершенно уникальная. Если неторопливость и основательность, поставленные здесь во главу угла, не зацепят – можно смело ее бросать, местный сюжет и персонажи не заслуживают того, чтобы ради них насиловать себя геймплеем. Но уж если она попадет в струю – пиши пропало, сотни наигранных часов обеспечены. Причем большая часть из них будет потрачена странным и вроде бы не особо фановым образом: на прогулки по лесу в поисках дичи. На прятки по кустам, чтобы разведать бандитский лагерь и решить, как его лучше вырезать. На долгие разъезды по округе, чтобы этот лагерь вообще обнаружить. Но вот в чем дело: это неторопливое действо радует больше, чем концентрированный экшен очередной Call of Duty. Причем если CoD выходят ежегодно, то Kingdom Come: Deliverance – игра штучная. Поэтому хотя бы взглянуть на нее совершенно необходимо.

Выбор редакции
Вердикт
  • Игровой интерес 9
  • Графика 9
  • Звук и музыка 9
  • Сбалансированность 7
  • Ценность для жанра 10
Оценка редакции
0
Оценка пользователей
8.9

Зарегистрируйтесь и поставьте свою оценку!