Тактическая серия Fire Emblem переживает расцвет. За предыдущие семь лет в ней вышли три очень разные, но одинаково хорошие игры для 3DS – каждая со своим уникальным набором достоинств. Кажется, выбери из них любую, перерисуй с HD-графикой – и готов будущий хит для Switch. Но разработчики выбрали другой путь, а потому Fire Emblem: Three Houses – это не просто сиквел, а по-настоящему грандиозный эксперимент.
Главный герой (или же героиня) Three Houses – юный наемник, способный изменить судьбу мира. Типовой вроде бы персонаж, однако вас удивит, какой путь ему предстоит пройти, чтобы исполнить предначертанное. Вместо того чтобы набегать на караваны, он получает должность преподавателя в Академии Офицеров, обучает студентов боевым практикам и живет в монастыре. И это в возрасте около двадцати лет – да он едва старше самих студентов! Впрочем, когда речь идет об обучении воинскому делу, боевой опыт бесценен, а его у наемника, даже у юного, предостаточно.
Игрок сам выбирает, кому преподавать: выходцам из Империи, гражданам Королевства или же представителям аристократического Альянса. Ваше решение определит будущее виртуальной вселенной, ведь через несколько игровых лет мирное соревнование между студентами сменится кровопролитной войной. Три государства погрязнут в раздорах, семьи поссорятся между собой, а вассалы предадут сюзеренов. В катаклизм будут замешаны даже боги, а разгребать это все должен главный герой. Выбрав, какой дом-факультет обучать, он заодно даст начало одной из трех сюжетных кампаний – каждая продолжительностью более полусотни часов.
Забудьте все, что вы знали
Большинство игр из серии Fire Emblem состоят из десятков сражений, между которым есть только краткие сюжетные сценки, но в новинке для Switch все иначе. Достаточно сказать, что разговоров в Three Houses едва ли не больше чем когда-либо было в играх Nintendo. Первое время герой преимущественно обучает студентов: семинары и лекции позволяют повысить навыки воинов и колдунов, а практические тренировки и простейшие миссии по убийству разбойников – закрепить результат. Чтобы занятия были успешными и продуктивными, юный профессор общается с подопечными, помогает советами и выполняет их просьбы. Все это повышает степень доверия между членами факультета, а в Fire Emblem от отношений между соратниками традиционно зависит эффективность в бою. Рядом с товарищем или любовником персонажи сражаются как никогда самоотверженно.
Кроме того, чем студент более мотивирован, тем быстрее зубрежка – в этот момент окупаются ваши усилия по общению с иногда слишком болтливыми юными колдунами и воинами. Слушать их жалобы на невкусный обед, замкнутость сверстников и состояние мировой экономики интересно – но с точки зрения игрока, а у наставника явно могли быть и дела поважнее.
В Three Houses разработчики в корне перелопатили боевую систему. Правило «треугольника», долгое время ассоциировавшееся с Fire Emblem, заменено на значительно более сложный и интересный набор взаимосвязей между различными типами вооружения, классовыми умениями и параметрами отрядов, которые прикреплены к каждому из офицеров. Three Houses не сохранила почти ничего из прежнего принципа «камень-ножницы-бумага», но разобраться в новой системе несложно. Если наставник-военачальник ошибся, то можно отмотать время назад и исправиться (хотя использовать эту способность можно ограниченное число раз). Такой подход позволяет уберечь ключевых офицеров от глупой гибели. Кстати, в настройках можно и вовсе отключить перманентную смерть персонажей, но тогда пропадет часть фирменного обаяния Fire Emblem.
Повторение – мать учения
Часть умений, вроде полета на вивернах, невозможно освоить на поле боя: чтобы студент мог оседлать эту тварь, он сперва должен пройти подготовку. Тут-то ему и пригодится составленный главным героем учебный план. Нам то и дело показывают календарь, где отмечены ключевые события и дедлайны. Повлиять на ход сюжета почти невозможно, и остается лишь развивать персонажей, чтобы они были готовы к опасным сюрпризам.
Навыки столь важны еще и потому, что без них персонажи не сдадут экзамен на получение класса. Хочешь быть конным рыцарем – будь так любезен, продемонстрируй, что хорошо владеешь копьем и не падаешь с лошади. Троечники могут рискнуть и понадеяться на халяву, однако за пересдачи нужно платить и порой дорого. Класс персонажа определяет его сильные и слабые стороны, доступные суперумения и внешний вид. Выбрать дают более чем из тридцати вариантов, пусть поначалу из них и доступны только четыре. Специальность можно сменить даже перед началом сражения: экстренно сделать священника мечником – не проблема, если он сдал нужный экзамен. Впрочем, за верность выбранному классу также предусмотрены бонусы. Одновременно с будущими офицерами учится и сам преподаватель – в том числе и у старших коллег. Главный герой не просто направляет своих подопечных в бой, словно каких-нибудь покемонов, а сражается наравне с ними.
Война никогда не меняется?
Сами же битвы в Three Houses напоминают о предыдущих частях Fire Emblem. Все персонажи поочередно ходят по клеточкам, камеру можно отдалять и приближать, а в моменты ударов игроку демонстрируют происходящее крупным планом. В подземельях и лабиринтах нужно искать рычаги и ключи, чтобы открыть двери к боссам и сундуки с экипировкой, а на поверхности стоит помнить о преимуществе, получаемом теми бойцами, кто устроил засаду. Кроме того, на аренах сражений можно найти клетки с магическими эффектами, телепорты и ходячие порции опыта в виде необязательных для убийства врагов. Как и всегда, важно знать об уязвимости бронированных воинов перед магией и большой нелюбви лучников к ближнему бою. Всем этим не удивишь ни поклонников жанра, ни фанатов серии Fire Emblem, однако важно, что атмосфера студенчества и упор на общение с персонажами не сказались на качестве проработки боевой системы. Обширный набор классов, сметливый искусственный интеллект и большое разнообразие миссий делают Fire Emblem: Three Houses одной из лучших пошаговых тактик, а многочисленные отличия от предыдущих частей позволяют советовать эту новинку, в том числе и тем, кто до сих пор избегал эту серию. Может быть, именно ради этого разработчики и решились на такой интересный и заслуживающий уважения эксперимент.