«Спроси себя: является ли тот период, который ты выбрал, самым ярким в биографии твоего героя? А если нет, нафига ты выбрал именно его?» – это неписаное правило сценаристы Human Revolution соблюдали неукоснительно. Поэтому дебютное приключение Адама Дженсена получилось ураганным: он облетел весь мир, раскрыл глобальный заговор Иллюминатов и стал свидетелем беспрецедентной катастрофы.
В сиквелах ставки принято повышать, и сам Дженсен к этому был вроде бы готов – в интервью разработчики неоднократно говорили, что он поставил себе целью найти и перебить всех оставшихся Иллюминатов. Только вот загвоздка: и Human Revolution, и Mankind Divided – это приквелы к самому первому Deus Ex (вышедшему еще в 2000 году), где Иллюминаты живут и здравствуют.
Так что сценаристы Mankind Divided оказались перед непростым выбором: или плюнуть на каноны Deus Ex и позволить Адаму убить кого-нибудь важного досрочно, или наплодить дополнительных Иллюминатов на заклание – но тогда тайное общество окончательно превратилась бы в проходной двор. Оставался также третий выход – ничего в хронологии не менять, а перейти от глобальных заговоров к локальным. На этом варианте и остановились.
Будни участкового
В результате Дженсен в Mankind Divided, хоть и работает в спецотряде Интерпола, в экзотические локации выбирается редко и ненадолго; львиную же долю времени придется провести в Праге, расследуя серию терактов. Поэтому вместо секретных военных баз и высокотехнологичных лабораторий шастать придется в основном по трущобам и канализациям, общаться – с алкоголиками, культистами и прочими маргинальными элементами, а вдобавок регулярно получать палки в колеса от чешской полиции, которая совсем не рада, что на ее территории действуют агенты Интерпола.
И хотя в сиквеле хотелось видеть что-то более грандиозное, чем классическую полицейскую историю, нужно признать – с выбранной темой сценаристы и дизайнеры справились на отлично. Прага выглядит именно так, как должен выглядеть город в кризисный период: на улицах полно полиции и спецтехники, проверка документов у прохожих стала нормой, а отношения между обычными горожанами и киборгами достигли точки кипения. То есть они и во времена прошлого Deus Ex были не блестящие, но если тогда проблема была в том, что киборги любую работу выполняли лучше «чистых» людей, то после финала Human Revolution (когда киборги по всей планете впали в буйное помешательство) у обывателя появился совершенно новый повод для ненависти.
За два года, разделяющие события Human Revolution и Mankind Divided, эта ненависть дала свои плоды: киборгов массово сгоняют в гетто и резервации, а те, кому позволяют жить среди «нормальных» людей, в полной мере чувствуют на себе прелести узаконенной дискриминации – вплоть до того, что в метро им приходится ездить в отдельном вагоне. Кстати, поскольку Дженсен – тоже киборг, эти правила распространяются и на него. То есть за неправильный проезд в общественном транспорте его, конечно, не арестуют, но нервы обязательной беседой с сотрудником полиции потреплют.
При этом на теме социальной напряженности разработчики умудрились не зациклиться, поэтому горожане не только обсуждают «киборгский вопрос», но и надираются в барах, ходят в банк, делают селфи и снимают на мобильники полицейские спецоперации. «Игрой с открытым миром» Mankind Divided, конечно, не назовешь, но находиться в Праге приятно.
Свой среди своих
Хотя в ранних интервью разработчики намекали, что в Mankind Divided Дженсену придется выбирать между интересами службы и персональной вендеттой, ближе к релизу руководитель проекта. Жан-Франсуа Дюга прямо заявил, что сюжет будет «вариативным, но в конечном итоге линейным». На практике это означает, что какими бы методами Дженсен ни достигал цели, история все равно пойдет дальше. Просто если Адаму удастся изъять важную улику из-под носа чешской полиции тихой сапой – коллеги его похвалят, а если «спецоперация» обернется перестрелкой и горой трупов – пожурят; но никому и в голову не придет отстранить от дел агента Интерпола, который только что хладнокровно положил десяток местных копов. Во всем Mankind Divided есть только одна значительная развилка, когда Дженсену придется выбрать, пойдет он арестовывать террориста или станет рыться в грязном белье транснациональной корпорации, – но оба следа очень быстро сольются обратно в один.
В побочных квестах вариативность ощущается сильнее: скажем, если не помочь соседу-киборгу обзавестись поддельными документами, вскоре его можно будет обнаружить в местном гетто, а потом и в полицейском участке (откуда, при желании, можно организовать ему побег). А если Дженсен подпишется ловить серийного маньяка, в ходе расследования ему придется проявить изрядный профессионализм, – иначе, когда Адам все-таки обнаружит убийцу, его версии попросту никто не поверит.
Что касается другого обещания разработчиков – что Дженсен больше не будет таким пассивным, каким он был в Human Revolution – то здесь впечатление двоякое. С одной стороны, Адам действительно стал больше думать за себя, отстаивать собственные интересы и даже готов идти на конфликт с союзниками, когда того требуют обстоятельства. Однако все его действия и мысли прописаны с расчетом на игрока, который идет по сюжету как по рельсам, вражеские разговоры не подслушивает и чужую переписку не читает. Если же читать, подслушивать и выполнять побочные квесты, становится понятен не только текущий расклад сил, но и что произойдет в ближайшем будущем; поэтому Дженсен, для которого каждый новый поворот событий становится сюрпризом, опять начинает казаться весьма тормознутым товарищем.
Человек – швейцарский нож
Последним новшеством Mankind Divided стали свежие киберимплантаты Дженсена. Откуда они взялись в мире, где киборгов официально признали недочеловеками и вот-вот начнут поголовно сгонять в концентрационные лагеря – вопрос хороший, но сценаристы смогли придумать на него достойный ответ. Правда, дается он только в побочных квестах, намеками и вдобавок оставляет жирный задел на сиквел, поэтому поймет его только игрок, а Адам так и останется в неведении. Но это не помешает ему воспользоваться новыми игрушками по прямому назначению.
К уже знакомому по Human Revolution набору имплантатов Mankind Divided добавляет откровенно читерские: например, замедление времени, практически непробиваемый энергощит и целый арсенал встроенного оружия, от электрошокера до лезвиемета, одним попаданием уничтожающего боевых роботов. Правда, чтобы их активировать, вначале придется отказаться от какого-нибудь старого имплантата (например, отключить невидимость, трекинг противников или встроенный респиратор), – но ближе к концу игры можно разжиться апгрейдом, который снимет и это ограничение.
В результате Дженсен превращается в сверхчеловека, который в силах и бесшумно по тылам пройтись, и в Хищника поиграть, и просто устроить бесхитростную бойню. Причем по окончании кампании с всевластием расставаться не обязательно; можно тут же отправиться в New Game+, то есть начать все заново, сохранив при этом накопленные имплантаты, оружие и деньги.
Но как бы ни было весело гонять бандитов сверхсильным Дженсеном и выискивать оставшиеся секреты, не покидает ощущение, что перед нами просто «филлер»: Mankind Divided качественно сделана, она атмосферная, она интересная, – но она не меняет статус-кво этого мира. Иными словами, игра напоминает эпизод криминального сериала, где герой от серии к серии стабильно раскалывает по одному преступлению, как на конвейере.
Судя по всему, Eidos всерьез подумывает превратить Deus Ex в подобную сериальную жвачку: одна из опций в меню, Jensen's Stories, предназначена как раз для одноразовых приключений (пока там только один сценарий – проникновение в офис охранной компании). И если оценивать исключительно геймплейную сторону вопроса, то дополнительным миссиям остается только порадоваться. Но вот с точки зрения поклонника Deus Ex ситуация менее радостная: будет крайне неприятно, если серия, обретшая после Human Revolution второе дыхание, примется топтаться на месте.
P.S. Предрелизная ревью-версия Mankind Divided оказалась невероятно требовательна к процессору. Мы прошли ее на Intel i5-4570 (в системных требованиях указан гораздо более скромный i3-2100), но даже с минимальными настройками графики игра стабильно грузила процессор на 100% и постоянно вызывала фризы на две-три секунды. Представители издателя обещают, что в релизе такого безобразия не будет.