В последнее время, натыкаясь на анонс очередной MOBA-игры, испытываешь в лучшем случае скепсис, а то и сразу начинаешь сочувствовать горе-разработчику – свихнулся, что ли? Куда ж ты болезный, лезешь, когда тут уже все давно поделено мастодонтами вроде DOTA, League of Legends или Heroes of the Storm? Затопчут же.
Тем не менее, большие шишки в NCSOFT то ли напрочь проигнорировали доводы рассудка, то ли решили, что в состоянии потягаться с титанами жанра. И на свет появилась (точнее, доросла до закрытой англоязычной беты) Master X Master. На первый взгляд – корейский клон Heroes of the Storm, которому прямая дорога на свалку истории. Если же присмотреться, то получается что не совсем клон. Более того, игра с первых минут усиленно пытается доказать, что «здесь вам не тут».
Первым делом удивило управление: вместо стандартного point'n'click тут по умолчанию предлагают использовать для передвижения клавиатуру. Не зря, кстати, предлагают – бегать и прыгать через WASD плюс пробел все-таки куда удобнее. Хм, прыгать?.. Ну ладно, посмотрим. Расстреляв безуспешно пытающихся сопротивляться противников в туториале, мы вместо привычного для игр такого рода меню матчей попадаем на мостик космического корабля. Довольно оживленный, к слову, мостик – тут тебе и вендоры какие-то, и праздношатающиеся игроки... Кто-то собирает группу в подземелье, в чате зазывают в «самую-самую» гильдию, а какая-то зараза опять врубила в музыкальном автомате попсу. В довершение всего, особо настырный непись уже предлагает ознакомительную миссию. Стоп, это точно MOBA?
Теперь со всей этой ерундой попытаемся взлететь
При ближайшем рассмотрении оказывается, что MOBA тут все-таки имеется. Есть и героичемпионы, и привычные в своем разнообразии и бредовости «шкурки» для оных. Вот только порядком набившие оскомину забеги по дорожкам с башнями, крипами и прочей мишурой – далеко не единственный способ с пользой убить время. Для любителей незамутненного «мяса», к примеру, имеется арена в формате 3х3. Никаких условностей: тут «наши», там «не наши», на все про все вам пять минут, вперед! Процесс крайне динамичный, ни тебе долгих респавнов, ни мотания по всей карте в поисках жертв: арены весьма компактны и грамотно сконструированы – тут тебе и пандусы, с которых удобно расстреливать зазевавшихся внизу противников, и отлично подходящие для пряток кусты, и респавнящиеся аптечки и «пауэр-апы». Не Quake III, конечно, но весьма неплохо.
Тем, кому низводить и курощать других игроков не хочется в силу убеждений, тоже есть, чем заняться. Причем за прошедшие бета-тесты PvE контента было показано, пожалуй, даже больше, чем PvP. Для затравки выдают два десятка подземелий – небольших, минут на пять-десять, но весьма разнообразных, и что немаловажно, достаточно сложных и интересных. Причем сходу ломануться покорять все на наивысшей сложности нельзя, сначала нужно пройти вариант попроще, и только получив по результатам забега высокую «оценку» (которая тут выставляется в зависимости от скорости прохождения, нанесенного и полученного урона), переходить на следующую ступеньку. Надо сказать, что чего-чего, а легкой прогулки не получится совершенно точно. Уже на «брутальном» уровне сложности на экране начинает твориться форменный ад: постоянно что-то взрывается, из пола и стен вылезают турели, по игрокам отрабатывают лазеры и огнеметы, а боссы натурально звереют и получают новые способности. А ведь есть еще «экстремальный» и полностью оправдывающий свое название «кошмарный» режимы, в которых даже просто выжить становится нетривиальной задачей. В общем и в целом – ощущения строго положительные. Нельзя не вспомнить и про «сюжетные» подземелья из других игр NCSOFT, адаптированные под механику Master X Master – в них помимо стандартного лута можно разжиться уникальными героями. Например, за ударную работу по зачистке Ascalonian Catacombs (Guild Wars 2) можно заполучить в коллекцию Rytlock Brimstone, а наведавшись в перекочевавший из Aion Fire Temple – захомутать тамошнюю главзлодейку Kromede... И нарядить ее в костюм горничной, если очень захочется. Помимо этого в корейской и японской версиях Master X Master были замечены командный Tower Defense, некий двухмерный платформер и ворох небоевых мини-игр.
Но есть нюансы...
Механика боя в Master X Master могла бы показаться калькой с DOTA и ей подобных – если бы не два жирных «но». Во-первых, тут можно прыгать. Первое время про прыжки попросту забываешь – ровно до тех пор, пока случайно не перепрыгнешь пущенную в тебя ракетуфайербол или тебе на голову не свалится притаившийся на горке противник. Вроде бы мелочь, но лишь до тех пор, пока не подсчитаешь, сколько раз пришлось отправиться на респавн, вместо того, чтобы банально перепрыгнуть хлестнувший по ногам луч, после чего «вертикальностью» начинаешь пользоваться по полной программе.
Во-вторых, любой герой тут страдает крайне запущенной формой раздвоения личности: в обязательном порядке таскает в кармане напарника. Выливается это в то, что, рванув за удравшим за угол недобитым противником, можно нарваться на свеженького героя, который как раз этого и ждал. Как следствие, бои против других игроков становятся на порядок непредсказуемее, а грамотная подборка команды для очередного выяснения отношений или похода в сложное подземелье и вовсе требует не только хорошего знания способностей всех героев, но и вариантов их взаимодействия внутри пар.
Собственно, именно замороченность внутренней механики открывает список спорных пунктов игры, которые не дают предсказать ей совсем уж безоблачное будущее. Опыт близзардовской Heroes of the Storm показал, что низкий порог вхождения в жанре MOBA – очень даже плюс, когда приходится конкурировать с утвердившимися на рынке проектами, а новичок в Master X Master рискует быть попросту погребенным под обилием информации, которую необходимо переварить для вхождения в игру. Выбор пути апгрейда оружия, стихийные свойства противников, раздельные способы прокачки умений под каждый режим, полдюжины типов валют, жесткие ограничения по подходящим для конкретных героев типам местных рун (читай, экипировки)... Далеко не всем придется по нраву поминутно лезть в игровой справочник или шерстить интернет на предмет нужной информации.
Не обошлось без перекосов баланса, причем как в плане боевки, когда одни герои способны «закликать» насмерть кого угодно, а другим приходится выстукивать чечетку по клавишам, чтобы хотя бы выжить, так и в плане размера наград за PvP- и PvE-контент – сейчас наблюдается изрядный перекос в пользу избиения себе подобных. Есть и неприятные баги: текущая версия, например, принудительно устанавливает в систему корейский язык. В общем, работы у NCSOFT еще пруд пруди, и выйдет ли в итоге что-то по-настоящему самобытное, а не очередной клон, увешанный финтифлюшками по принципу «абы не так, как у конкурентов», пока непонятно. Что, впрочем, не мешает на это в который раз понадеяться.