Редакция, 1 января 2016
Мы по традиции не стали торопиться с подведением итогов года и проводить награждение за пару недель до праздников, потому как в таком случае всегда есть шанс упустить из вида игру какой-нибудь из декабрьских релизов. Но сейчас на дворе уже январь, а значит можно смело приступать к раздаче наград. Поехали!
Лучший экшен от первого лица
Call of Duty: Black Ops III

Конкуренты: Star Wars: Battlefront, Halo 5: Guardians, Dying Light

В последние несколько лет борьба за звание лучшего шутера с видом от первого лица все чаще стала сводиться к противостоянию студии Dice с одной стороны и триумвирату разработчиков серии Call of Duty с другой.

Конечно, в эту драку частенько с успехом удается ввязаться кому-то третьему. Например, в 2014 году задать жару сумели создатели Wolfenstein: The New Order, а в наступившем 2016-м за звание лучшего FPS вполне по силам побороться новому Doom’у. Но вот в минувшем году такого героя не нашлось. Dying Light была хороша, но в первую очередь как игра про паркур, а не как экшен в привычном понимании этого слова. Что до Halo 5, то на ее примере 343 Industries лишний раз показала, что «добротный средний уровень» – увы, потолок для студии на данный момент.

Когда зовет долг, без жертв не обойтись

Что остается? Правильно, дайсовская Star Wars Battlefront и трейарховская Black Ops III. Впрочем, и тут драки как таковой не получилось. Не хотим сказать ничего плохого про шутер по мотивам «Звездных войн», но бодаться с конкурентом ему оказалось не под силу. Прежде всего, потому что в новой Call of Duty всего очень много, в том числе – неплохая сюжетная кампания, многие из плюсов которой, к сожалению, удалось свести на «нет» откровенно плохой локализации. Кого бы другого такой удар мог и подкосить, но только не BlackOps III: у нее в запасе оказалась еще пара козырей. Во-первых, режим «Зомби», по продолжительности и количеству задействованных звезд (в их числе оказался и Рон Перлман) вполне сопоставимый с отдельной игрой. Ну и во-вторых, – мультиплеер, по части которого Treyarch считается признанным специалистом еще со времен World at War.

– Кто помял мой бронежилет?

Вот и получается, что как ни крути, но по сумме всех слагаемых достойных конкурентов в этом году у Black Ops III не нашлось. - Александр ВАСНЕВ
 
Лучший экшен от третьего лица
Bloodborne

Конкуренты: The Order 1886, Resident Evil Revelations 2

В жанре TPS с конкуренцией было негусто: за вычетом всяких переизданий, говорить можно только о трех его представителях – почти страшном сурвайвал хорроре Resident Evil Revelations 2, почти благородном шутере про английских джентльменов The Order 1886 и, безусловно, качественном экшене Bloodborne.

С большим отрывом победил последний. Revelations 2, конечно, смогла толкнуть серию назад к хоррорным корням и вообще в целом вышла неплохой, – но при этом оказалась местами скучноватой, местами откровенно раздражающей, а бюджетность ее исполнения видна невооруженным глазом. С The Order 1886 ситуация и того хуже, – вместо полноценной игры мы, по сути, получили красивую музейную инсталляцию на тему альтернативно-теслопанкового Лондона.

Никогда еще Штирлиц не был так близок к провалу

В общем, конкуренты в этом году вышли совсем не богатырской мощи, но свою награду Bloodborne вырвал бы и из более сильных рук/лап/щупалец, ведь на данный момент это лучшее творение Миядзаки и его команды. Здесь поднадоевший фэнтезийный антураж сменила мрачная псевдовикторианщина с тяжелым, густым духом произведений Лавкрафта, а осторожные топтания со щитом вокруг врага обернулись яростными танцами с саблями и дробовиками. Собственно, Bloodborne вышла настолько удачной, что теперь непонятно, как From Software собирается перещеголять свое же детище в грядущей Dark Souls 3. - Сергей КОСИН
 
Лучшая игра с открытым миром
Just Cause 3

Конкуренты: Metal Gear Solid V, Assassin’s Creed: Syndicate, Rise of the Tomb Raider, Mad Max

Стоит Rockstar опубликовать выручку от продаж очередной GTA, как умы дельцов по всему миру облетает мысль сделать свой «оупенворлд», чтобы дальше завидовали уже им. И несутся вниз приказы, и чешут в затылках руководители студий, которым мудрое начальство одним росчерком пера увеличило объем работ в несколько раз. А страдают в итоге игры, которым либо прикручивают мертворожденный «открытый мир», либо не успевают как следует отладить игровой процесс.

Сколько динамита ни возьми, Венеры Милосской из него не получится

Или, как в случае с новой Лариской, не успевают ничего. Разработчики Rise of the Tomb Raider умудрились окончательно превратить госпожу Крофт в шаблонного героя TPS и рассказать на редкость глупую историю про поиски Китеж-града в Сибири, но хуже всего, что при этом они так и не создали нормальный мир, который действительно можно было бы исследовать (а не бродить от стены до стены и составлять список мест, куда придется вернуться после очередного сюжетного апгрейда).

Mad Max повезло больше, поскольку его создатели твердо решили сконцентрироваться на «открытости». Сюжетные миссии, конечно, получились откровенно шаблонными, зато вольные покатушки по пустыне вышли крайне атмосферными. Авторы Metal Gear Solid V, напротив, сосредоточились на кампании, и решись они отрезать «оупенворлд» целиком – ходить бы ей в «лучших стелсах». Но она осталась в «лучших с открытым миром», а в этой номинации победа все-таки отдается по итогам многоборья.

– Устал уже? А ведь после приседаний на стене тебе еще отжимания от потолка сдавать

Так что в лидеры неожиданно выбился Just Cause 3, который показал крепкие результаты во всех дисциплинах одновременно. Сюжет не то чтобы выдающийся – но с достаточно колоритными персонажами. Мир не самый живой – но с необходимым количеством мелочей, рандомных событий и пасхалок, чтобы его хотелось исследовать. Ну а про игровой процесс и говорить нечего: искусство рисовать красивые взрывы Avalanche отточила почти до совершенства. - Антон БОНДАРЕНКО